Одним из самых увлекательным мифом гражданской войны является рассказ о золоте Колчака.
Известно, еще с 20-х годов, что в распоряжении Верховного правителя России адмирала Колчака оказалась часть золотого запаса царского правительства. Но куда оно делось? Было ли захоронено в сибирской тайге? Или было ли украдено чехами и легло в основу вновь возникшего Чехословацкого государства? Или может растворилось в бушующем Китае? Или до сих пор лежит в лондонских банках?..
Всего в распоряжении Колчака оказалось, по разным данным, ценностей на 651 (по другим сведениям - 645) млн золотых рублей ($ 332 915 653). Физически это были 30 653 пуда (490 тонн 448 кг) золота в монете и слитках и 2000 пудов лигатурного золота и серебра различной пробы.
Итак как же оно распределилось? Во-первых после краха правительства адмирала Колчака часть золота (409 620 000 золотых рублей) вновь вернулась к советскому правительству.
Во-вторых в октябре 1919 г. Атаманом Семенов захватил и вывез из России золота на 43,5 млн золотых рублей.
В-третьих в январе 1920 г. Было похищено 13 ящиков, содержавших золото на 780 тыс. руб.
В-четвертых на покупку и США винтовок и пулеметов было истрачено $ 2 177 372
И наконец , было продано заграницу или депонировано в заграничных банках и качестве обеспечения займов 3232 пуда золота на общую сумму $ 35 186 145, депонировано - 6002 пудов на сумму $ 65 342 940.
На обеспечение японского кредита на 30 000 000 иен было депонировано золота на сумму $ 16 330 291
Под кредит у англо-американских банкиров депонировано $ 46 835 277
Перед падением Колчака его министр финансов П.А. Бурышкин распорядился перевести все суммы правительства, находившиеся заграницей, на личные счета российских финансовых агентов в Японии, США и Великобритании. Бурышкин прекрасно понимал, что как только не станет его правительства, так все средства будет или заморожены или конфискованы иностранными государствами.
Советское правительство также хорошо умело считать, а потому на конференции в Генуе 8 мая 1922 г. распространило документ под названием «"Претензии Советского государства к странам, ответственным за интервенцию и блокаду», где подсчитало, что на личных счетах колчаковских финансистов лежит сумма эквивалентная 60 млн. рублей золотом. «Возврат этого золота со счетов частных лиц, не представляющих никакого правительства, явится лишь запоздалым актом справедливости» взывали к совести западных стран советские представители.
Но вернуть денег не удалось. Тем более, что они уже частично были истрачены самими владельцами, бывшими послами и представителями белоэмиграции, которые для распоряжения казенными деньгами учредили «Совещания российских послов в Париже».
«Большая часть денег была потрачена в первой половине 1920-х годов на нужды российской эмиграции и содержание дипломатических представительств; однако некоторая их часть была вложена в акции и векселя London & Eastern Trade Bank, чтобы эти средства ("Национальный фонд") сохранить для правительства будущей антибольшевистской России», Будницкий О.В.
К 1925 году деньги вложенные в американские банки кончились. Оставшиеся средства продолжались тратиться бывшими дипломатами как на свое содержание так и на некоторые неотложные нужды эмиграции вплоть до начала Второй мировой войны. Война сильно подорвала отлаженную схему хранения и помощи этих средств.
Ответственные за хранение остатков денег в Париже кто умер во время второй мировой войны, кто потерял деньги из-за нацистов, кто сбежал в неизвестном направлении после войны, опасаясь репрессий за сотрудничество с нацистами.
Последний кто распоряжался средствами после войны был бывшим российским послом в Париже и председатель Совета российских послов В.А. Маклакова (1869-1957).
Сама личность Василия Алексеевича Маклакова под стать эпохе. Один из лидеров кадетской партии, убежденный монархист, однако в 1915 году "сказал, что предотвратить катастрофу и спасти Россию можно, лишь повторив события 11 марта 1801 года (дворцовый переворот, закончившийся убийством Императора Павла I)" А.Ф. Керенский. В ноябре 1916 года он принял в заговоре с целью убийства Григория Распутина. Именно Маклаков настоял на том, чтобы убийство было совершено «патриотами», а не наемниками. Великую Октябрьскую Социалистическую революцию Маклаков встретил в Париже, куда выехал ранее в качестве посла Российской республики. И несмотря на активное неприятие революции фактически до 1924 года исполнят обязанности посла.
Он в 1946 году пригласил в «Совещание» барона Б.Э. Нольде, а также Г.Л. Нобеля, являвшийся председателем Совета директоров того самого банка в Лондоне, в котором и была "спрятана" значительная часть средств, причастного к исходному «золоту Колчака».
«Совещание…» в том же 1946 году констатировало, что 132 тысяч ф. ст хранившееся в банках Восточной и Центральной Европы пропало, так как нет никакой возможности найти и вернуть средства из банков, которые спрева были под контролем нацистов, а потом оставшиеся в зоне советского влияния.
Из отчета Совещания также можно узнать, что «с 1 января 1940 г. по 1 июня 1946 г. израсходовано свыше 2-х миллионов французских франков на содержание Центрального Офиса русских эмигрантов и других учреждений и на благотворительные траты», Будницкий О.В.
После войны деньги тратились помимо собственного содержания на различные детские учреждения: «На Русскую гимназию в Париже, детский приют в Вильмуассоне, интернат в Версале, курсы Осоргиной в Париже, детский сад в Ницце, а также на стипендии для нуждающихся студентов, на лечение и летний отдых наболее ослабевших детей, на общую помощь, на горячие завтраки для особенно нуждающихся детей и т.п.», Будницкий О.В
Также передавались деньги Российскому обществу Красного Креста и домам престарелых и инвалидов во Франции, где доживали свой век русские эмигранты.
Чтобы не разгласить тайну происхождения средств и не вызвать законный интерес со стороны советского правительства, передача денег различным обществам белой эмиграции маскировалась под благотворительность от анонимных жертвователей.
Но неизвестных жертвователей и происхождения их средств выдает обнаруженный историками среди бумаг Маклакова, в Русском архиве в Лидсе, сертификат о регистрации «Общества помощи русским беженцам», зарегистрированное 25 января 1956 г. в штате Делавэр, США. Целью общества была заявлена помощь детям, инвалидам и престарелым из числа русских беженцев. В состав корпорации вошли В.А. Маклаков (президент), А.А. Никольский, В.И. Новицкий, Я.Л. Рубинштейн, Б.С. Сувчинский (секретарь) и А.А. Титов.
Это была новая форма хранения остатков денег «Золота Колчака». Поскольку люди эти были уже крайне пожилыми, они делали все, чтобы застраховать свое дело от превратностей судьбы
15 июля 1957 г. В.А. Маклаков скончался на 89-м году жизни. Последние причастные к тайне В.И. Новицкий и А.А. Никольский умерли оба в 1968 г. Новицкий на 78 году, а Никольский - на 86-м году жизни.
К моменту их смерти средства, в основе которых лежали знаменитые Колчаковское золото, были практически исчерпаны.