Найти тему

Злоключения знаменитой картины

И.Репин, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.)
И.Репин, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.)

Илья Репин был действительно великим художником. Недаром его картины до сих пор вызывают у людей сильные эмоции. Особенно картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», на которой изображена сцена раскаяния царя после того, как он в порыве гнева нанёс смертельный удар своему сыну.

Злоключения знаменитой картины

Замысел этой картины у художника, согласно его воспоминаниям, зародился после убийства народовольцем Гриневицким российского императора Александра II. Взаимосвязь между двумя этими преступлениями усматривается довольно легко. И то и другое преступление попирало устои человеческой нравственности и законы Божьи, бросить бомбу в государя, считающегося священной особой, помазанником Божьим, — это для нормального верующего человека — святотатство. Столь же из ряда вон выходящим событием, противоестественным для человеческой природе, является убийство отцом своего чада.

-2

Явно, что убийство царя-освободителя вызвало мощную бурю чувств в душе художника, которые он воплотил на полотне, изображающем другое известное убийство из российской истории. Можно бесконечно долго рассуждать об этих чувствах, но лучше оперировать фактами.

Знаменитый галерист Третьяков сразу оценил мастерство художника и не поскупился, заплатив Репину за полотно 15 тысяч рублей, весьма высокую цену по тем временам. Но императору Александру III и его окружению картина по понятным причинам не понравилась. В результате 1 апреля 1885 года она была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позже царь смилостивился и разрешил демонстрацию картины публике, но на этом злоключения творения Репина не закончились.

-3

Утром 16 января 1913 года в Третьяковской галерее двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов неожиданно набросился на картину Репина с ножом. И успел нанести три удара нарисованному Ивану Грозному, прежде чем служащие смогли схватить его и отобрать у него нож. Балашова отвели в комнату хранителя музея, где вандал сразу сник и назвался больным. Его отправили в клинику для душевнобольных, а хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о порче картины, так расстроился, что бросился под поезд.

После нападения Балашова на картину санкт-петербургская газета «Земщина» писала:

«Картина эта производит на всякого зрителя удручающее впечатление. Человека же мало-мальски ненормального она могла довести до исступления. Отсюда следствие ясное: не следовало бы таким картинам быть на выставках, посещаемых и людьми со слабыми нервами. Ведь картина-то изображает Царя в удручающем виде...»

Спустя 100 лет это полотно произвело такое же удручающее впечатление на группу общественников и консервативных историков, которые в 2013 году сочинили длинное обращение к министру культуры Владимиру Мединскому и директору Третьяковской галереи Ирине Лебедевой с просьбой убрать картину Репина в запасники за «оскорбление патриотических чувств российского народа».

Впрочем, гораздо более важным, чем страсти вокруг картины Репина, представляется сюжет из русской истории, который на ней изображен. До сих пор не утихают споры, а убил ли на самом деле Иван Грозный своего сына.

Понравилась статья!? Ставь лайк, делись и подписывайся на канал......