Сегодня хочется поговорить об образе женщины в творчестве Николая Рериха.
Стоит отметить, что Рерих уделил большое внимание влиянию женской энергии в мироздании. Наиболее яркими примерами изображения женщин, представленных в новосибирском музее Рериха, являются 2 картины: «Ведущая» (1924) и «Матерь мира» (1924). Примечательно, что они были написаны в один год.
Обе эти картины меня впечатлили, но пленила мое сердце картина «Ведущая». С нее и начнем.
Ведущая
На этой картине изображены мужчина и женщина, идущие в горах. Эта пара символизирует объединение двух энергий, союз мужского и женского. Женщина идет впереди, но по всей логике первым должен идти мужчина.
И это правильно, мужчина является ведущим в отношениях. Он расчищает дорогу перед женщиной, устраняет препятствия и защищает ее, укрываю мужественной спиной. Женщина же, в противовес, слабее мужчины физически, но зато она более развита эмоционально, духовно и интуитивно. Женщина лучше чувствует и ощущает мир. Союз мужского и женского начал приводит к гармонии. Но почему художник изобразил женщину впереди?
Дело происходит в горах. Каждый, кто хотя бы единожды поднимался в горы, на собственном опыте убедился, что в горах очень важно знать, или хотя бы чувствовать, куда поставить ногу, чтобы дойти до пункта назначения живым и невредимым. Именно поэтому женщина впереди – она лучше чувствует горную тропу и ведет за собой мужчину.
Помимо буквального смысла я вижу в этой картине и обычный человеческий путь. В гармоничных парах всегда ведет женщина. Это не значит, что она бежит впереди, идет напролом или принимает решения.
Это значит, что, чувствуя что-то, она направляет мужчину, определяя путь его развития, задавая ему цели и ориентиры. Не зря говорят, мужчина голова, женщина шея. Мудрая женщина может показать мужчине, куда ему смотреть, но решение в паре всегда принимает мужчина. Сила женщины в ее слабости и мягкости.
Матерь мира
Если говорить про вторую картину «Матерь мира», то она имеет 2 варианта написания. Один из них остался в Нью-Йорке, другой – был выкуплен у Нью-Йоркского музея и находится сейчас в Москве. Эта картина написана по задумке Елены Рерих – жены художника. Картина символизирует женское начало мира. Ведь, как известно, во всех религиях, богиням поклоняются на ровне с богами. На картине виден лишь подборок матери, лик же ее прикрыт. Но под накидкой не увидим ли мы единый образ Матери мира, существующий во всех религиях?
Интересно, что на одной версии картины вместо звезд вокруг матери изображены фигурки духовных учителей, к примеру, над головой матери фигурка Будды. Про эту картину можно найти много интересного в интернете, она достойна отдельной целой статьи, но я остановлюсь на этом.