Найти тему
ЖЖ: Alex-Mironov

Застенчивый убийца с улицы Данте

"Он настоящий идеалист", - сказал о Валентине Гафте Эльдар Рязанов. Идеалист со сложным характером. Говорят, в молодые годы он часто дрался, и в одной драке ему выбили два зуба. На экзамены в школу-студию МХАТ он пришёл с двумя фиксами и так читал "Василия Тёркина" Твардовского. Незабываемо!

Но сам Гафт часто называл себя слабым актёром и очень стеснялся театральной сцены. Бывало, что на премьере от волнения не мог произнести ни слова.

Но представьте, какие партнёры выходили на сцену с молодым Валей Гафтом! В театре Сатиры совсем ещё юный актер играл с любимцами публики Папановым, Аросевой и Зеленской. Рядом с мэтрами Гафт неуклюже передвигался по сцене и реплики произносил почти шёпотом. И мало того, в разгар спектакля однажды декорация вместе с ним рухнула в оркестровую яму. Когда он наконец поднялся на сцену, зал надрывался от смеха.

Гафт вспоминал, что переломным событием стала встреча с Евгением Евстигнеевым, который помог ему, сыграв для него всех персонажей в спектакле "Обыкновенная история", причём очень ярко и смешно. И в кино дело поначалу обстояло не лучше. В 1956 году на экраны вышел фильм Михаила Ромма "Убийство на улице Данте".

-2

В этом фильме свои первые роли сыграли Михаил Козаков, Валентин Гафт, Иннокентий Смоктуновский. Михаил Ромм буквально грезил Парижем, и все в этом фильме выглядело необычно для советского зрителя: герои, бульвары, песни. Гафт тогда учился на третьем курсе, и ему досталась эпизодическая роль убийцы Руже. Вы, наверное, помните, что это роль практически без слов.

На первом дубле к лицу Гафта приставили экспонометр, который выставляет выдержку и диафрагму кинокамеры. Гафт оживился, решил, что его уже снимают и прекрасно прочитал текст. Но вот началась настоящая съемка, и он не смог выдавить из себя ни слова. Ромм с улыбкой вздохнул: "Ничего страшного, Вы будете такой… застенчивый убийца".

А потом он сыграл графа Альмавиву, председателя гаражного кооператива Сидорина, Каифу. И это уже совсем новые образы тех, кто не привык в себе сомневаться. Но есть другое:

Я строю мысленно мосты,

Их измерения просты,

Я строю их из пустоты,

Чтобы идти туда, где Ты.