Найти тему
Настроение кино

«Тихое место» - записки из кинозала

Когда из чащи стремительно вылетает первый монстр, мы уже вовсю готовы пугаться. И не только из-за потрясающей открывающей сцены «Тихого места», задающей тон и оплетающий зрителя паутиной напряженного ожидания, тем более тягостного, что причина осторожного поведения героев еще не понятна. Нет! По-настоящему страшно оттого, что сотворил этот немой ужас весельчак и балагур Джим из любимого сериала «Офис». Увидев имя Джона Красински на афише в качестве режиссера и актера, такого подвоха не ожидаешь.

Что в очередной раз случилось с планетой, непонятно, да и не важно. Чудовища бродят по округе и способны услышать любой неосторожный чих за километр – тут уж некогда выяснить, откуда они понаехали. В семье главных героев, живущих на ферме, дети, да еще и пополнение ожидается. Значит главный вопрос – не научный, а самый что ни на есть первобытно-бытовой: как защитить потомство. Выживание семьи служит центром сюжета, и служит отлично. Красински только познакомил нас с героями, а мы уже, затаив дыхание, пытаемся вникнуть в их методы, позволяющие держаться тише воды в новом страшном мире.

В первых версиях сценария бала лишь одна строчка диалога, в итоговом фильме герои болтают побольше
В первых версиях сценария бала лишь одна строчка диалога, в итоговом фильме герои болтают побольше

Звук правит балом в этом фильме, он главная угроза и двигатель истории. А уж в деле создания саспенса звук становится настоящим швейцарским армейским ножом «Тихого места». Крик в водопад, шум которого заглушает голос, отзывается в сердце зрителя восторгом – вот оно проявление свободы человеческой! Едва сдержанный вопль матери в исполнении Эмили Блант, наступившей на гвоздь, заставляет вжаться в кресло – мы кожей чувствуем монстра, который рыскает по дому в поисках жертвы. Противоположные по настроению контрапункты картины держатся на звуке. Но этого мало. Дочка героев глухая с рождения. «Этим нужно воспользоваться», решают авторы. Сцены с ее участием, одни из самых эмоционально заряженных, тут же превращаются в хоровод кадров, в которых звук то включается, то выключается. Мы то воспринимаем происходящее от лица девочки, то вновь «выныриваем» на более общие планы. Не только камера делает кадр субъективным, намекает Красински.

В «Тихом месте» вы не услышите ни звона посуды, ни стука каблуков, ни скрипа дверей
В «Тихом месте» вы не услышите ни звона посуды, ни стука каблуков, ни скрипа дверей

Двойной крючок из филигранной работы со звуком и трагичной семейной истории цепляет намертво. И в этом фильм на голову выше своих коллег по жанру. Внимательный зритель скажет: «Позвольте, уже был «Не дыши» с похожей концепцией!». Всё так, но в ужастике про слепого спецназовца, к которому залезли грабители, необходимость соблюдать тишину – лишь аттракцион, способ проверить сообразительность хулиганов-неудачников. «Не дыши» - отличный фильм, но он выступает в другой весовой категории, его задача – лишь качественно развлечь. Красински же пытается поговорить со зрителем о серьезном – о том, как сложно и страшно взваливать на себя ответственность за семью. Чудовища, до поры прячущиеся в тени, здесь работают, скорее, как метафора ужасов внешнего мира, от которых хочется спрятаться на уединенной ферме.

Студия хотела сделать «Тихое место» частью франшизы «Кловерфилд», но вовремя одумалась
Студия хотела сделать «Тихое место» частью франшизы «Кловерфилд», но вовремя одумалась

Жаль, но весь фильм в таком ключе режиссеру выдержать не удается. Ближе к финалу стоическая семейная драма срывается в откровенную «бэшку». Мама-медведица с дробовиком наперевес и с помощью своей смекалистой дочурки лихо выбивает дурь из пришлых монстров. Хотя до этого они казались совершенно неуязвимыми. Военные, видимо, не смогли раскусить их слабые стороны, хотя они вроде были на самом виду. Сюда же нужно добавить совершенно свободные перемещения жутких тварей по дому героев – двери в американской глуши закрывать совсем не принято.

Но давайте с опасным скрипом преодолеем шероховатости сюжета. Главное, что нам доходчиво объяснил новый маэстро хоррора Красински: звук – это оружие, которым пора научиться пользоваться в кино.