Найти в Дзене
Курган и курганцы

Взлёты и падения «Уральских пельменей»

Обычные парни из Екатеринбурга делают одно из самых успешных в стране юмористических шоу

«Уральские пельмени» — одна из самых популярных команд КВН. Сейчас актеры ведут свое одноимённое юмористическое шоу на телеканале СТС. Трудно поверить, что после оглушительного успеха в высшей лиге КВН «Пельмени» были вынуждены браться за любую работу в Екатеринбурге, чтобы прокормить себя и свою семью. В течение нескольких лет они обивали пороги кабинетов продюсеров телекомпаний, чтобы их программу могли увидеть зрители.

О взлетах и падениях команды «Уральские пельмени» рассказал участникам молодежного образовательного форума «УТРО-2018» актер, сценарист, режиссер Сергей Ершов в рамках федерального проекта «Диалог на равных».

— Сергей, в команду «Уральские пельмени» входят ветераны студенческих отрядов. Расскажите, какую роль в вашей жизни сыграло это молодежное движение?

— После окончания школы я поступил в Уральский политехнический институт на инженера-сварщика. Учась в вузе, попал в строительный отряд «Эдельвейс», в котором получил свою вторую специальность — каменщик VI разряда.

Каждый год в студенческих отрядах проходят концерты агитбригад, мы с ребятами выступили на одном из них. Меня и других «пельменей» заметил Дмитрий Соколов и позвал в свою команду.

Строительные отряды — это суровая школа жизни, которая учит тебя работать на совесть. Нельзя «на целине» халтурить. Помню, у нас по утрам проходили линейки, на которых командир объявлял, кто покидает отряд. Представляете, стоит человек, снимает с себя «целинку», бросает её на землю и уходит. У тебя сразу возникает мысль, как он будет жить дальше, без отряда.

— Команда «Уральские пельмени» появилась в 1987 году. Почему вы только спустя 8 лет поехали на летний фестиваль КВН в Сочи?

— Первое время мы выступали в университете, потом стали участвовать в играх между вузами.

Однажды Дима Соколов предложил нам безумную идею — поехать в Сочи на фестиваль КВН. Тогда мы решили, что он рехнулся. Где мы, и где команды, которые выступают в лиге. Соколов уперся — едем, и точка. Полетели в Сочи. В 1995 году на фестиваль приехало 60 команд, из них 30 прошли отборочный тур, среди которых были и мы. И тут понеслось…

После фестиваля в Сочи нас пригласили в высшую лигу. С 1995 по 2000 годы «Уральские пельмени» выступили в пяти сезонах игры, стали «Чемпионами ХХ века». После 2000 года завоевывали Летний кубок КВН. Кроме того, команда становилась обладателем наград «Большой КиВиН в золотом», «Большой КиВиН в светлом», «Большой КиВиН в темном».

— Правда, что только Александр Масляков решает, какие команды попадут в Лигу, а какие нет?

— Честно говоря, мы ему сначала не понравились. Помню, он смотрел номера перед заключительным концертом фестиваля в Сочи. Сидит в зрительном зале, руки на груди скрестил с недовольным видом. А рядом с ним его сын, Сан Саныч. ему лет, наверное, шестнадцать было. Масляков‑младший так заразительно смеялся после каждой шутки. Александр Васильевич смотрел на него, смотрел, а потом говорит: «Что ты тут ухохатываешься? Это же не смешно!». А Сан Саныч отвечает: «Папа, ты ничего не понимаешь, это очень смешно!». Благодаря Маслякову‑младшему мы попали в КВН, считаем его нашим «крестным» отцом.

— Многие веселые и находчивые рассказывают, что существует несколько уровней редактуры в КВН. Как в «Уральских пельменях» работают над шутками?

— Когда мы начинали играть в КВН в Екатеринбурге, то сначала садились в кружок и каждый писал свои шутки в течение часа. Затем по очереди читали и решали, что более интересно.

Потом, когда мы уже попали в высшую лигу, то нас редакторы научили работать по-другому. Мы также садимся в кружок, придумываем миниатюры. Спустя какое-то время меняемся листочками. А потом один из нас читает написанное, и все вместе додумываем.

На самом деле, в КВН несколько уровней редактуры. Бывали случаи, что в последний момент перед игрой у команд вырезали целые номера.

Считаю, что по достоинству оценить шутку может только зритель.

— В этом году вышел на экраны фильм «КВНщики» Ильи Аксенова. В картине показывают нелицеприятную изнанку этой игры. Сергей, как вы относитесь к этой работе?

— Хороший фильм, который рассказывает правду о КВН. Идея замечательная, может, когда-нибудь режиссеры заинтересуют темой становления кавээнщика от простого парня до артиста, потому что история каждого из нас уникальна. Например, Андрей Рожков. Он из бедной семьи. Его отец постоянно ругал, что он скачет на сцене, как дурак. Отправлял Андрея на завод работать, потому что семью надо кормить. Он прав: о каком юморе, КВН можно думать, когда дома есть нечего. В жизни Андрея были не раз скачки то вверх, то вниз. У многих ребят так.

— Куда пропала команда «Уральские пельмени» после победы в высшей лиге КВН? Как появилась идея шоу на телеканале СТС?

— Казалось, что после звездного триумфа на Первом канале нас должно было ждать не менее звездное будущее. Но… Как выяснилось, мы никому не были нужны.

После КВН каждый из нас в Екатеринбурге зарабатывал, как мог. Дмитрий Брекоткин трудился штукатуром, Андрей Рожков — водителем. Дмитрий Соколов открыл мастерскую по шиномонтажу. Я минеральную воду по офисам развозил.

Мы давали пару представлений в год в Екатеринбурге, чтобы люди не забыли о команде. Нам хотелось развиваться и профессионально расти в творческом плане. Сергей Нетиевский несколько раз предлагал телеканалам сотрудничество, но они отказывали. Тогда мы взяли кредит в банке и сняли шоу в Москве, которое показали бесплатно на телеканале «РЕН-ТВ». После этого продюсеры СТС сами вышли на нас с предложением работать с ними.

— В истории КВН были женские сборные, такие как «Раисы», «Девчонки из Житомира». Но в основном играют парни. Почему так, на ваш взгляд?

— Когда мы заключили контракт с телеканалом СТС на создание шоу «Уральские пельмени», то Юлю Михалкову с собой не позвали. Объявили кастинг на роль актрисы в Москве, к нам пришли 30 девушек.

Выходит первая на сцену и говорит, что окончила театральное училище и играла в нескольких сериалах на телеканале «Россия». Мы думаем, как нам повезло, сразу профессионал пришла. Даже неудобно стало перед другими претендентками, что придется отказать. Начинаем с этой девушкой разыгрывать миниатюру, а у неё ничего не получается. В итоге не одна из 30 не подошла. Что делать? Ночью звоним в Екатеринбург Юле, извиняемся, признаем, что лучше её никого нет.

На самом деле комедийных актрис очень мало. Это какие-то особенные девушки, которые могут и над собой посмеяться, и шутку придумать, и подколоть, и трагическое изобразить.

— Уже несколько лет средства массовой информации рассказывают о судебных тяжбах «Уральских пельменей» с Сергеем Нетиевским. Из-за чего произошел конфликт?

— Сергей перерос шоу в творческом и финансовом плане. Не могу сказать, что мы расстались друзьями, потому что в любом коллективе есть ссоры и недопонимания.

Но команда идет дальше, развивается, появляются новые люди, идеи. Сейчас нам действительно не хватает хорошего ведущего, но я думаю, это вопрос времени, скоро найдем талантливого актёра, который справится с этой ролью.

Что касается судов, то этим вопросом я не занимаюсь, поэтому ничего сказать не могу.

— Сергей, вы редко выступаете на сцене во время шоу «Уральские пельмени», чаще мы слышим только ваш закадровый голос. Неоднократно в интервью вы говорили, что не считаете себя актером. Как вы согласились играть Сергея Ивановича в сериале «Реальные пацаны» на телеканале ТНТ?

— Когда мне предложили попробоваться на роль Сергея Ивановича Оборина, я прочитал сценарий, мне понравилось. Сейчас скромно могу признаться, что, не имея уголовного прошлого, мне удалось сыграть серьезного криминального авторитета. Я смог, правда, порой с трудом, перевоплотиться в жесткого, но одновременно харизматичного бандита, пытающегося перевоспитать глупого жениха своей дочери.

— Сейчас в Интернете много критики. Как команда «Уральские пельмени» борется с негативными комментариями?

— Считаю, что мир стал злее, потому что в Интернете можно писать безнаказанно все, что угодно. Многие люди предпочитают оставлять мерзкие комментарии на любую тему. Например, выйдет у нас новый выпуск шоу «Уральские пельмени» на youtube. Мы сразу начинаем читать: «Пельмени» уже не т е. Что за бред? Кто эту муть смотрит? Пора вас уже расстрелять». Неприятно и обидно. Но, с другой стороны, понимаем, что некоторые люди могут самоутверждаться только с помощью таких гадостей. Если бы они в лицо кому-нибудь подобное сказали, то сразу бы получили в «бубен». Стараемся на такие комментарии не обращать внимания.

Конструктивной критики сейчас, к сожалению, почти нет. Её очень не хватает артистам, потому что она помогает двигаться дальше в творческом плане.

— В настоящее время юмористические программы есть на каждом телеканале. Но уровень подачи у каждой разный. Например, в КВН нельзя шутить «ниже пояса», в Comedy Club порой показывают такую пошлятину. Должна ли быть планка, за которую юмористам не нужно переходить?

— У каждого из нас свои предпочтения. Кому-то нравится КВН, а другим — Comedy Club, третьим — «Смехопанорама». Считаю, что программы должны показывать разный юмор. Главное, чтобы было интересно зрителю.

— Сергей, вы поставили замечательный мюзикл «Выпускной». Какие у вас творческие планы в ближайшее время?

— У меня была мечта сделать мюзикл, я её осуществил, больше не хочу заниматься театральными постановками.

В сентябре на телеканале «Че» выйдет программа с моим участием «Водила-разводила». Уже отснято несколько выпусков. Я, как таксист, езжу по городу, ко мне подсаживаются люди, которые потом попадают в различные комические ситуации.

Поживём, что-нибудь придумаем, жизнь подскажет.