Найти в Дзене
Каморка учителя

Как углубить знания ребенка по предмету и показать, что он не прав без нравоучительных объяснений и оправданий

Оглавление

Когда класс приходит к стопроцентно правильному и полному ответу, возникает искушение сказать «молодцы», «верно» или что-то в этом же роде либо повторить правильный ответ, да и дело с концом. И все же обучение может и должно продолжаться и после того, как дан правильный ответ. В этом поможет методика «Не останавливаемся на достигнутом», ключевая идея которой:

Последовательность обучающих действий не заканчивается правильным ответом. Вознаграждайте детей за правильные ответы следующими, более трудными вопросами, которые расширят знания и проверят их надежность.

Существует 6 подтипов вопросов методики «Не останавливаемся на достигнутом».

1. Задавать вопросы «как» и «почему»

Лучший способ проверить, способен ли ученик отвечать правильно, постоянно и последовательно, — попросить его объяснить, как он пришел к верному ответу. Таким образом дети учатся описывать свой мыслительный процесс.

Пример 1
Пример 1

2. Попросить найти ответ другим способом

Нередко существует несколько способов решения задачи. Если ученик выбрал один из них, у вас есть отличная возможность убедиться, что он умеет пользоваться и другими.

Пример 2
Пример 2

3. Попросить подобрать более подходящее слово

Предлагать ученикам использовать более точные слова или недавно выученные термины, вы решаете важнейшую задачу — развиваете словарный запас детей.

Пример 3
Пример 3

4. Попросить представить доказательства

Этим вы подчеркиваете важность веских аргументов в окружающем нас мире, где правильные ответы зачастую далеко не так очевидны. Благодаря этому вы сможете обоснованно прервать слабую или излишне субъективную интерпретацию (вам не придется говорить, что вы не согласны с мнением ученика, — вы просто попросите его представить доказательства его правоты).

Пример 4
Пример 4

5. Попросить учащихся задействовать сопутствующие навыки

Попробуйте отреагировать на явный успех в овладении тем или иным навыком, предложив дополнить его другими недавно освоенными навыками.

Пример 5
Пример 5

6. Попросить учащихся применить тот же навык в новых условиях

Как только ученики освоили новый навык, можно попросить их применить его в других или более сложных условиях.

Пример 6
Пример 6

Методика «Не останавливаемся на достигнутом» держит учащихся в напряжении: им придется объяснять ход своих мыслей или по-новому применять свои знания.

С помощью нее вы сможете:

✔️Проверить, сумеет ли ученик ответить и на другой, похожий вопрос и избежать ошибочного вывода, что ребенок надежно овладел материалом.

✔️Сформировать у детей искренний интерес и усердие. Передать посыл, четкий сигнал: новые знания могут быть наградой за достижения.

✔️Дифференцировать класс, задавая частые, целенаправленные, сложные вопросы тем, кто продемонстрировал хорошие знания.

✔️Отмечать заслуги и мотивировать отличившихся учеников, не снижая планку, которая, как они только что продемонстрировали, ими уже достигнута.

Если считаешь материал полезным — сохрани советы, «лайкни» и подпишись на канал!
Нам это важно.

Схема методики «Не останавливаемся на достигнутом»
Схема методики «Не останавливаемся на достигнутом»

Схему скачивайте по ссылке

-8