Найти в Дзене
Организуемся

Волонтёрство и "волонтёрство" в Вышке

Совсем скоро будут объявлены результаты раунда проверки заявок на ПГАС. Скорее всего, мы снова столкнёмся с волной возмущения и размышлений о несправедливости проверки. На мой взгляд, есть одна систематическая проблема, которая очень сильно усложняет всю ситуацию. А именно: называние всего, что попадает в зону видимости, волонтёрством. Посетив любой провинциальный город или Москву лет 15 назад, вы бы на каждом заборе увидели слово «элитный». Элитные окна, элитные смесители, элитное такси, элитный VIP... Так и в Вышке сейчас - волонтёрское движение, волонтёрские проекты, волонтёрские организации. «Катюха, шо ж ты сюда полезла-то?» - резонно спросите вы. С первого курса и по самый свой выпуск из Вышки я занималась внеучебной деятельностью. Я приходила в студорганизацию, уходила из студорганизации, создавала свои проекты, организовывала мероприятия, была редактором группы, секретарём студсовета... Где меня только не было, короче. В итоге я сделала Волонтёрский центр. Поэтому я позволил

Совсем скоро будут объявлены результаты раунда проверки заявок на ПГАС. Скорее всего, мы снова столкнёмся с волной возмущения и размышлений о несправедливости проверки. На мой взгляд, есть одна систематическая проблема, которая очень сильно усложняет всю ситуацию. А именно: называние всего, что попадает в зону видимости, волонтёрством. Посетив любой провинциальный город или Москву лет 15 назад, вы бы на каждом заборе увидели слово «элитный». Элитные окна, элитные смесители, элитное такси, элитный VIP... Так и в Вышке сейчас - волонтёрское движение, волонтёрские проекты, волонтёрские организации.

«Катюха, шо ж ты сюда полезла-то?» - резонно спросите вы.

С первого курса и по самый свой выпуск из Вышки я занималась внеучебной деятельностью. Я приходила в студорганизацию, уходила из студорганизации, создавала свои проекты, организовывала мероприятия, была редактором группы, секретарём студсовета... Где меня только не было, короче. В итоге я сделала Волонтёрский центр. Поэтому я позволила себе немного порассуждать о том, что происходит с внеучебкой Вышки сейчас.

Итак, начнём с того, что никто не знает, почему волонтёры волонтёрят.

Даже сами волонтёры этого не знают.

Они могут вам (и себе) назвать какие-то причины, которые им кажутся рациональными, но проверить эту информацию невозможно. Более того, они очень любят жаловаться на свою тяжелую судьбу, говорить, как они устали и как работают только они, а все остальные ничего не делают.

Но при этом они все равно не бросают своё дело. Хотя, вроде бы, встал и пошёл. Трудовой договор никто не подписывает, никто никому ничего не должен.

На фото все студенты, которые помогают организовывать лишь один день "Высшей пробы". Это, пожалуй, одно из тех немногих мероприятий, которые могут дать ценное для волонтёров чувство причастности к событию.

Большую роль в волонтёрском движении в Вышке играет ПГАС - повышенная государственная стипендия за общественную деятельность, которая оплачивается из средств федерального бюджета. ПГАС изменила значение слова «волонтёрство». Теперь мы говорим не о волонтёрстве, как о бескорыстной деятельности. Мы говорим о «волонтёрстве» - потенциально оплачиваемой деятельности, которую почему-то продолжают называть бескорыстной. Я не говорю о том, что все волонтёры вдруг стали «волонтёрами». Но вот отличить волонтёров от «волонтёров» стало очень сложно. А с точки зрения управления человеческими ресурсами определение мотивации сотрудника является критически важным моментом.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что все «волонтёры» - это подлые, корыстные людишки. Точно так же я не хочу сказать, что все волонтёры - это святые люди. Я сама прошла по пути волонтёр-«волонтёр»-волонтёр.

Волонтёры и «волонтёры» не могут существовать вместе. Просто потому что у людей появляется совершенство естественный вопрос: «А почему я делаю больше, чем тот чувак, а он получает за это деньги, а я - нет?»

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения организаторов мероприятий (как студентов, так и администрации). Появляется какой-то не ваш бюджет, которым вы можете оплачивать деятельность своих людей. Более того, если в итоге этого бюджета не хватит для удовлетворения желаний ваших сотрудников, то с вас взятки гладки. Да это же мечта!

Так ПГАС стала валютой. И нет ничего плохого в том, чтобы люди хотели, чтобы их труд был оплачен. Людям хочется ходить в кино, есть мороженое, покупать родителям подарки на свои собственные деньги и многое другое.

Другое дело, что ПГАС была задумана, вроде как, из благих и высоких побуждений, а не для того, чтобы экономить деньги Вышки. Тут начинается конфликт между теми сотрудниками администрации, которые сами не занимаются организацией мероприятий, и всеми остальными.

Первые упрямо продолжают верить, что если не будет ПГАС, то их коллеги (заметьте, не они сами) все равно найдут и 800 человек на всю Высшую пробу и 20 человек на полную неделю, чтобы помогать оформлять документы для иностранных студентов.

И вот тут хочется сказать: «Окей, верите в это? Так попробуйте сделать».

Организуйте, например, конференцию, и в объявлении о наборе волонтеров напишите, что вы не выдаёте благодарности на ПГАС.

Если вы это сделаете, то получите ещё кучу дополнительной работы. А именно, вам придётся заморочиться и сделать своё мероприятие ценным для волонтёров. Нет, не выдать им футболки и банданы. Попробуйте сделать увлекательную закрытую программу, которую волонтеры смогут бесплатно послушать. Попробуйте дать волонтёрам интересные задания или научить их чему-то новому.

Что? Вам всего-то нужны было 10 человек, чтобы зарегистрировать гостей и сделать навигацию в здании? Так, может, им проще заплатить? Потратите на это 5 500 рублей, зато сможете избежать новых проблем.

Почему-то все вдруг решили, что набрать волонтёров, это очевидное действие организаторов всех мероприятий. Все забыли про чудное слово «промоутер», которым в ивентах называют людей, выполняющих простую разовую работу. Почему бы Вышке не нанимать промоутеров из числа студентов на те мероприятия, которые не представляют ценности для волонтеров?

А потому что всегда легче свалить всё за ПГАС и злой стипендиальный центр, который плохо проверил заявки.

Деньги надо не раздавать, а зарабатывать. Иначе будет вечный хаос. Крутых студентов нужно хантить, проекты - выкупать, промоутеров - не называть волонтёрами. ПГАС -отдавать именно общественникам, а не «волонтёрам».