Найти тему

8 лауреатов Одесского кинофестиваля прошлых лет

Автор текста – Анна Самойлова

Тринадцатого июля открылся девятый Одесский международный кинофестиваль, который изначально обозначил себя как «фестиваль фильмов с особым чувством юмора», но с 2012 года расширил направленность и стал позиционироваться как смотр кино высокого художественного уровня, рассчитанного на широкого зрителя, с этого же года Гран-при вручается по итогам зрительского голосования. Знаменитая Потёмкинская лестница на время фестиваля становится кинотеатром под открытым небом, где проводятся показы классики. В нашей подборке мы вспоминаем всех лауреатов фестиваля прошлых лет.

Детям до 16… (2010

На первом Одесском международном кинофестивале главный приз – статуэтку «Золотого Дюка» получил режиссер Андрей Кавун за свой третий полнометражный фильм «Детям до 16…». Это история о четырех молодых людях, которые только вступают во взрослую жизнь, узнают друг друга и самих себя, порой с неприятных сторон, учатся любить и прощать. Жюри фестиваля под председательством Йоса Стеллинга призналось, что награду отдали картине за то, что в ней сошлись все профессиональные компоненты, и за то, что она о мироощущении нового поколения. Режиссер признавался, что в этом фильме старался избежать любых социальных вопросов, ведь самое главное для картины - чувства героев, а не то, чем они зарабатывают деньги.

Сорванец (2011)

-2

В 2011 году лауреатом фестиваля стала французская картина «Сорванец» Селин Скьямы, творчество которой посвящено теме одиночества и поисков любви подростков. Часто ее фильмы рассказывают о гомосексуальных отношениях. «Tomboy» рассказывает о десятилетней Лоре, которая вместе с родителями и младшей сестрой переезжает жить на новое место. Знакомясь с местной детворой, героиня представляется мальчиком Михаэлем. Она сближается с девочкой-ровесницей Лизой, но постепенно эта дружба становится двойственной. Председатель жюри - известный польский актер Ежи Штур отметил, что этот фильм пытается заглянуть внутрь молодого человека

Сломленные (2012)

-3

Безусловным фаворитом третьего ОМКФ была британская лента «Сломленные». Это дебют театрального режиссера Руфуса Норриса, в основу которого лег одноименный роман Дэниела Клея, рассказывает историю нескольких семей, живущих по соседству. Юрист Арчи (Тим Рот) – отец-одиночка, который заботится о сыне и одиннадцатилетней дочери, страдающей от сахарного диабета. Их сосед – нелюдимый вдовец, воспитывающий трех дочерей. Рядом с ними живет супружеская пара, чей сын имеет психическое заболевание. Главная героиня, в исполнении совсем юной, но талантливой актрисы Элоизы Лоуренс, воплощает добросердечность по отношению к людям и окружающему, но ребенку будет суждено столкнуться со страшным, жестоким миром. Трагический финал картины заставил прослезиться добрую ползала.

Географ глобус пропил (2013)

-4

Гран-при четвертого ОМКФ получила драма «Географ глобус пропил» Александра Велединского, снятая по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. Главный герой фильма биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский), который устраивается учителем географии в школу. Его жена (Елена Лядова) устала от вранья, отсутствия денег и пристрастия мужа к алкоголю, это приводит к отдалению супругов друг от друга. И на работе герой не может найти подход к ученикам. Несмотря на то, что действие романа происходит в 90-ые, режиссёр не стал воссоздавать эпоху и оставил героев в современности, объясняя это тем, что для такой истории время не актуально – персонажи, как Служкин, были и будут во все времена. В изображении героя обнаруживается литературная традиция, восходящая одновременно к маленьким и лишним людям.

Мотивации ноль (2014)

-5

По итогам пятого Одесского международного кинофестиваля гран-при получила комедия Тали Лави (причём это дебют) «Мотивации ноль», рассказывающая о женских буднях в израильской армии. Анекдотические истории посвящены двум подругам, работающим в канцелярии на одной из баз. Самые заветные мечты девушек к гражданскому долгу имеют очень отдаленное отношение: одна из них хочет побить рекорды в компьютерной игре и потерять невинность, другая – перевестись в Тель-Авив, ибо пустыня сушит ее волосы. Однажды к ним пребывает новая солдатка - репатриантка из России. Это история о женской дружбе, взрослении и о представительницах слабого пола в мужском суровом мире.

Мустанг (2015)

-6

Еще один взгляд на женщин в мужском мире представлен в картине «Мустанг», который получил «Золотого Дюка» на следующий год, однако в этой картине зрителю смеяться будет не над чем. Это история о пяти сестрах из Турции, которые волею судеб оказываются на попечении своей бабушки и дяди, считающих поведение девушек непристойным для строгого патриархального мира. Родственники берутся за их воспитание, но девочки сопротивляются любым попыткам сделать их частью традиционной культуры, в которой женщина всегда имеет меньше прав, чем мужчина, где ей отведена роль одна роль - хранительницы домашнего очага. Фильм отвечает современному настроению стремления к европейским ценностям, к переустройству мира и уходу от традиций, догм, что многие воспринимают положительно, но у любой медали есть две стороны. Картина стала дебютом не только для режиссера Дениз Гамзе Эргювен, но и почти для каждой из юных актрис.

Кто горит, горит, горит… (2016)

-7

Трагикомедия Чанни Баттон «Кто горит, горит, горит…» (второе название в российском прокате «Ни пуха, ни праха») победила на ОМКФ в 2016 году, Главные героини – две девушки, исполняющие последнюю волю их друга, скончавшегося от рака, согласно которой они должны развеять его прах в четырех дорогих его сердцу мест Британии. По дороге они проходят через разные трудности, решают проблемы свои и случайных попутчиков, и постепенно приходят к мысли о том, что смерть не конец, а лишь начало. Режиссер выдерживает точный баланс, при котором забавные сцены плавно сменяются эпизодами, заставляющими взгрустнуть. Фильм также запоминается харизматичными второстепенными персонажами.

Король бельгийцев (2017)

Обладателем Главного приза Одесского международного кинофестиваля в прошлом году стал фильм «Король бельгийцев» Петерса Бросенса и Джессики Хоуп Вудворт (постоянных соавторов). Вымышленный король Бельгии Николас III во время пребывания в Турции, где он снимает фильм, призванный поднять дух его страны, узнает, что Бельгия собирается разделиться на две части. В связи с этим он собирается вернуться на родину, но из-за стихийного бедствия все полеты отменены, и монарху приходиться добираться домой окольными путями. Так начинается его личная одиссея. В дороге он продолжает снимать фильм, открывая реальный мир и самого себя. В картине помимо вымышленных событий и персоналий затрагивается некоторые политические вопросы, в частности, распад Югославии.