Откуда мы знаем, какие мы люди? Хорошие или плохие, правильные или не очень?
Могу предположить, что адекватная оценка одна из составляющих внутреннего каркаса, который позволяет простраивать свою жизнь более грамотно и уверенно.
В детстве мне часто говорили, что я никчемная. Когда мне кричали это в лицо, я не делала ничего плохого, просто старалась защитить себя от нападок. А нападки начинались, когда они вспоминали моего отца, которого я так никогда не увидела. Так в моей голове устаканилось, что я никчемная сама по себе. Потому что судьба так распорядилась - родиться безотцовщиной.
По сути мне не нужно было делать ничего плохого, чтобы обо мне думали как о плохом человеке. Рассуждения о том, что хорошо, а что плохо, иногда сводили меня с ума. Близкие люди говорили о правилах, которые сами не соблюдали. Отношение определенным образом по отношению к другим могло считаться плохим, но по отношению ко мне вполне приемлемым.
Но никто не мог ничего противопоставить против моей хорошей учебы. Ведь я не просто хорошо училась, а была лучшей во всей параллели в лицее. И я хорошо это понимала. Но хорошая учеба, была моим правом на существование, гарантией, что я заслужила, не быть брошенной в детский дом. При этом я видела, что хорошистов и троечников никто не угрожает сдать в детский дом, родители обнимали их при встрече и радовались даже мелким достижениям, которые для меня были ежедневным долгом.
Однажды, меня заставили переписать целую тетрадь из-за одной четверки. Бабушку трясло от бешенства, что эта отметка появилась у меня. Утром она подошла к учительнице вместе со мной и с заново переписанной тетрадью и попросила ее перепроверить все заново и снова проставить все отметки, которые были до этого. Учительница странно тогда посмотрела на нее и с жалостью на меня.
У меня сложились две абсолютно противоположные жизни. Одна – где я была никчемной по определению, человек-невидимка, о котором вспоминали, когда нужно было слить свое плохое настроение.
И другая – школьная, где я была беспрекословным лидером по учебе и староста класса, победительницей всевозможных викторин, гордость и надежда учителей. Одноклассники стремились дружить со мной, и я всегда чувствовала особое отношение к себе. Но я не зазнавалась. В голове всегда стучало, что другие чем-то лучше меня, даже если этого и не видно.
К хорошим людям я стала относить тех, кто хорошо относился ко мне. Но как только мне говорили, что этот человек не такой хороший, как кажется, мне становилось стыдно, что я думала о нем как о хорошем.
Проблемы с самооценкой губительно скажутся на мне не только в отношениях с мужчинами, но и на карьере и в отношениях с друзьями. Меня будет раскачивать из стороны в сторону как маятник. От ощущения полной никчемности до состояния абсолютного превосходства.
Такой же диагноз я в дальнейшем найду и у некоторых своих родственников. И со стороны это жалкое зрелище. И мне их на самом деле жалко. Я ведь помню, какое дикое внутреннее напряжение вызывает подобное искажение. Избавление от этих мук в будущем, заметно приблизило меня к ощущению собственного счастья.
В следующей публикации я опишу другие проблемы, которые привели к тяжелым событиям в подростковом возрасте.
До встречи в # 40. здесь