Найти тему
Делу время

ПРОФЕССИОНАЛ – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

Двадцатилетняя история независимости нашей страны была бы невозможной без профессионалов, а современные вызовы в виде надвигающейся второй волны кризиса и нестабильного мирового рынка еще более обостряют необходимость в специалистах высокого уровня. Об этом, в частности, говорил и глава государства Н.А. Назарбаев во время своих осенних поездок по регионам страны. Он призвал казахстанцев повышать свой профессионализм, отметив, что «для качественного обслуживания граждан недостаточно только высоко- классного оборудования». О том, что такое профессионализм сегодня, с какими общественными проблемами связано несовершенство механизмов роста и формирования профессионалов, мы пригласили поразмышлять в дискуссионном клубе «Байтерека» крупных специалистов в своем деле. Это Жаксылык НИЕТАЛИН – первый отечественный профессор по радиотехнике и связи, академик МАИ, профессор кафедры радиотехники, электроники и телекоммуникации КазНТУ им. К.И. Сатпаева; Бекет НУРЖАНОВ – доктор философских наук, профессор кафедры культурной антропологии КазНУ им. аль-Фараби; Талгат ТЕМЕНОВ – народный артист РК, главный режиссер ТЮЗа им. Г. Мусрепова, кинорежиссер; Алексей ЦЕХОВОЙ – генеральный директор Международной академии информатизации (МАИ), доктор технических наук, профессор.  

ТРИ В ОДНОМ Алексей ЦЕХОВОЙ: Классически профессионализм определяется как высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение своих обязанностей. Не могу с этим не согласиться: безусловно, базовым условием для профессионализма является знание своей предметной области. Но всё же современное понимание профессионализма должно быть значительно шире. Это сложная категория, ее смысловое наполнение меняется по ходу развития человечества, его эволюции, трансформации, появления новых технических возможностей и технологий. На мой взгляд, сегодня профессионализм имеет три грани. Первая грань – это знания. Вторая – сформировавшийся набор компетенций в предметной сфере. И третья – набор необходимых личностных качеств. Другими словами, профессионализм формируется в ходе развития самого человека как личности и отражает то, как он строит свои отношения с окружающим миром – коллегами, средой, политической системой. И что интересно, отсутствие хотя бы одной составляющей из названной мной триады занижает оценку человека как профессионала. Более того, настоящему профессионалу должно быть присуще глубокое понимание динамизма окружающей среды и необходимости не только совершенствоваться в своём мастерстве, но и постоянно расширять свои компетенции, а также совершенствовать свои личностные качества, нивелируя отрицательные и усиливая позитивные. Без этого человек не только может потерять свой статус профессионала, но и стать тормозом меняющейся системы. Бекет НУРЖАНОВ: Профессионализм – это высокое мастерство, которое приобретается человеком в процессе культурной шлифовки, образования и самообразования. То есть это не некий божий дар или генетическая предрасположенность, а именно то, что человек приобретает самостоятельно, своим трудом, способностью к созиданию.  

Жаксылык НИЕТАЛИН: Главным принципом воспитания философов в Пифагорейской школе была фраза: «Ученик – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». И это неслучайно. Профессионал начинается с умения мыслить. Да, умению мыслить, а не только усвоению некоей суммы знаний должны учить педагоги. Важно еще вот что: мы, преподаватели, наряду с обучением собственно профессии и вовлечением молодого человека в мир науки должны воспитывать масштабную личность, способную самостоятельно создавать новые стандарты профессионализма. Считаю это одним из главных пунктов профессионального обучения. Современный выпускник учебного заведения должен ориентироваться в информационных потоках и адаптироваться к процессам в мировой экономике, быть гибким и мобильным в профессиональной деятельности. Талгат ТЕМЕНОВ: Профессионализм – прежде всего престиж страны. Профессионал – это тот человек, который производит собственный качественный продукт в духовной или материальной сфере. Этот продукт обогащает общество. А непрофессионалы приносят не только моральный, но и материальный вред – пускают на ветер народные деньги. Вот сегодня среди молодежи предпочтительны профессии юриста, таможенника, полицейского, которые незаметно стали «антигероями» нашего времени. Потому что причина такого предпочтения – не интерес личности, не стремление стать профи, а примитивная выгода. Сегодня нужно формировать другой образ героя – в эту сторону нужно повернуть вектор культурной политики. В связи с этим у меня вопрос профессионалам от электронных СМИ: почему наши каналы не показывают национальное кино, почему наш зритель воспитывается на американских боевиках и импортном «мыле», где успешный профессионал и положительный герой – это человек непременно хамовитый, лишенный чуткости и человечности? «Байтерек»: Интересно было бы узнать, кого из наших современников каждый из вас назвал бы профессионалом? Алексей ЦЕХОВОЙ: Вопреки устоявшимся стереотипам, я считаю, что сейчас в Казахстане очень много профессионально выполняющих свои обязанности людей. Они вызывают у меня действительно глубокое уважение. Например, мне приходилось иметь дело с уникальным человеком – Альбертом Рау. Возглавляя СПК «Сарыарка», он организовал обучение своих сотрудников проектному управлению. Я был свидетелем того, как профессионально он это делал, потому и закономерен рост этого человека: вчера он был акимом, сегодня – первый вице-министр в ключевом министерстве. В аграрном секторе судьба, и я ей очень благодарен за это, свела меня тоже с очень интересным человеком – Арманом Кайратовичем Евниевым, экс-министром сельского хозяйства. Он освоил проектное управление и сегодня перешел в реальную сферу – СПК «Жетысу», где организует работу, используя современные практики по девяти кластерам. Более 20 лет мне удается быть свидетелем высокопрофессиональной деятельности Бакытжана Турсыновича Жумагулова. Мы вместе возглавляли кафедры в КазПТИ, и тогда он впервые создал в нашей стране специальность «Математическое моделирование». Затем он столь же профессионально занимался политикой в качестве одного из руководителей правящей партии. Работая с ним в тот период, я постоянно ощущал его динамизм и искреннюю самоотдачу. Вице-спикер в Парламенте, ректор КазНУ им. аль-Фараби, а теперь министр образования и науки – он всегда успешно продвигал реформы. Я хочу этими примерами показать, что профессионал – это человек, который получает удовольствие от своей работы, делает ее искренне и умело – это очень важно. Профессионал – это тот человек, которого удовлетворяет не только уровень оплаты его деятельности, но и качество выполненной им работы. ОТВЕРГНУТЫЕ ПРОМЕТЕИ ИЛИ СОЗИДАТЕЛИ? «Байтерек»: Вот вы говорите, что профессиональных людей много, тогда отчего же специалисты со стажем часто отмечают, что профессионалы сегодня не нужны. Отчего же те, кто готов отдать обществу свои знания и опыт, и даже пожертвовать собой во имя его прогресса, бывают сегодня не у дел? Может, ныне больше нужны предприимчивость, решительность, адаптивность, чем те же мастерство и глубокое знание дела? Талгат ТЕМЕНОВ: Ну уж нет! Представьте, если начнет снимать кино инициативный слесарь-сантехник... Кому принесет пользу такая предприимчивость? Хотя, к великому сожалению, сегодня люди, абсолютно далекие от режиссуры и киноискусства в целом, снимают-таки любительские вещи. И при этом думают, что они профессионалы. Непрофессионализм, словно рак, распространился ныне везде: в политике, бизнесе, культуре. Раньше таких специалистов называли коротко и ясно – халтурщики. А сегодня о них слагают оды и хвалебные статьи. У нас, к примеру, есть свой театральный журнал, который пишет об одном провинциальном юмористическом театре как о некоем средоточии высокого искусства. Но я знаю, что это сплошная бытовуха и халтура, рассчитанная на непритязательный вкус. Халтурщики ныне делают карьеры, успешно прикрываясь «корочками» общего направления типа «креативного менеджера», пробираются на теплые места через блат, родственные связи и кумовство. В результате сложилось ложное представление, что экономист способен управлять медициной, а юрист – сельским хозяйством. Но ведь история убедила нас, чем чреват лозунг про кухарку, которая может управлять государством. К сожалению, и в своей сфере не могу пока назвать много профессионалов, у нас много серости: серые спектакли, актеры, режиссеры. Но сейчас подрастает талантливая смена, и я уверен, что лет через десять у нас сложится плеяда режиссеров и актеров мирового уровня. «Байтерек»: Алексей Филиппович, вы много лет занимаетесь внедрением проектного менеджмента в нашей стране. Как вы думаете, почему в наше рыночное время возникла профессия креативного менеджера – специалиста как бы «общего профиля», и имеет ли она сегодня свою законную нишу на рынке труда? Алексей ЦЕХОВОЙ: Время диктует необходимость в новых специалистах, причем не общего профиля, как вы говорите, а в так называемых узких специалистах. Стремительный уровень технического и технологического переоснащения общества ведет к тому, что предметная область профессий все более сужается. Например, банки обращаются к различным колледжам и вузам с просьбой готовить для них специалистов по обслуживанию банкоматов. Какие-то профессии уходят в прошлое, им на смену приходят новые. Сравнительно недавно в мире появилась профессия проектного менеджера. У нас, к сожалению, она оказалась не очень замеченной, о ней пока немногие знают и воспринимают правильно. А ведь речь идет о людях, которые способны продуктивно создавать новое. Усложнение мира, которое наблюдается с XIX столетия, масса открытий в области науки и технологий привели к тому, что человечество встало перед необходимостью управлять процессами создания нового. И с удивлением обнаружило для себя тот факт, что технология управления достаточно универсальна, несмотря на содержание создаваемого новшества. В этой связи появилась необходимость в выделении самостоятельной профессии – управляющий менеджер процесса, а впоследствии и проектный менеджер. Равно как в свое время в позапрошлом столетии встал вопрос о выделении профессии политического аналитика, когда политическую ситуацию анализирует не политик, который является непосредственным участником этого процесса, а человек независимый, сторонний, но профессионал такого анализа. В процесс создания нового входят два момента: собственно создание нового и организация процесса создания. Управление этим процессом, привлечение ресурсов – дело не менее сложное, чем само создание. Это как раз задача проектного менеджера. «Байтерек»: Другими словами, это человек, который сам не умеет забивать гвозди, но умеет найти того, кто это делает мастерски, а также создать условия для его работы? Алексей ЦЕХОВОЙ: Совершенно верно. «Байтерек»: Но не приведет ли это к тому, что обычного плотника будет днем с огнем не найти? ДРАМА, КОТОРУЮ СОЗДАЕМ САМИ «Байтерек»: Сетуя на непрофессионализм, мы пытаемся бороться со следствием. А каковы его истоки, откуда возникают непрофессионалы, тормозящие общественный прогресс? Бекет НУРЖАНОВ: Я бы сказал, что корни непрофессионализма кроются прежде всего в общем низком уровне культуры, в отсутствии необходимой культурной среды. Наши студенты, поступив в вуз, попадают не в атмосферу культа знаний и науки, а в атмосферу, где властвует их подмена. Потому и диплом для выпускника имеет чисто номинальное значение: после серии успешных «разводов» экзаменов и зачетов он положит документ о высшем образовании на полку и найдет применение своей предприимчивости где-нибудь в другой сфере, далекой от приобретенной профессии. Благо на «корочку» сегодня смотрят сквозь пальцы. Но одно дело – непрофессионализм в киноискусстве (если он снимет любительскую картину, то пострадает только он сам), и другое – когда своего дела не знает врач, а таких сейчас пруд пруди. Это драма, которую создаем мы сами. Если мы, прежде всего педагоги, прививаем молодежи не те ценности и идеалы, то не стоит потом сокрушаться, что нас задавила коррупция, воровство и ловкачество. Учитель должен дать ученику не просто энную сумму знаний, а воспитать в нем гражданственность, патриотизм, моральные принципы. И лучше, если своим собственным примером. Но мы вот такие – взятки берем, читаем посредственные лекции, не растем профессионально. И какое право после этого мы имеем, чтобы требовать чего-то высокого от наших детей? Талгат ТЕМЕНОВ: Я не согласен с тем, что от непрофессионально сделанной картины пострадает только ее автор. Как раз-таки истоки непрофессионализма кроются в растиражированных с широкого экрана образцах морали, калечащих наши души, ущербных, о чем я уже говорил в начале нашего разговора. На самом деле то, что человек видит на экране, он воспринимает как призыв к действию – делай как я и будешь знаменит и успешен. Поэтому непрофессионалов близко нельзя подпускать к кинематографу и режиссуре! Вы не задумывались, почему на мировых кинофестивалях в Каннах или Венеции лучшими, а значит, и коммерчески выгодными признаются картины, где правят нравственность и доброта? Потому что развитая часть мира поняла – иначе победит культ денег, насилия, жестокости, которые развалят общество изнутри. В низменных посылах создателей произведений искусства – первопричина повальной нравственной деградации. Поэтому задачей художника является воспитание высокой нравственности, устойчивых этических начал... Алексей ЦЕХОВОЙ: Сегодня преобладают две оценочные шкалы, особенно у молодежи, которая пытается построить свою карьеру. Первая: занять позицию в государственной структуре, чтобы быть во власти. Вторая: занять позицию в бизнесе, чтобы иметь ресурсы, деньги. Но не культивируется, к сожалению, у нас сегодня третья составляющая – действительный профессионализм. Те основные составляющие профессионализма, о которых я говорил выше – союз знаний, компетенций и личностных черт, все-таки остаются не только приоритетными, но и неразрывными. В равной степени личностные качества, то есть мораль, влияют на становление профессионала. РУЛЕТКА И ФИЛОСОФИЯ «Байтерек»: Одним словом, нужны те, кто в совершенстве владеет способами подготовки профессионалов – будь то режиссер, менеджер или философ. Давайте поговорим о механизмах формирования профессиональных кадров в отечественных учебных заведениях. Алексей ЦЕХОВОЙ: Современные образовательные реформы в Казахстане основываются на Болонском процессе, который развивает европейскую модель образования. Наряду с привычными лекциями, практическими занятиями, лабораторными работами появляются более продуктивные способы передачи знаний – тренинги, обучающий консалтинг. Появились преподаватели новой формации – тренеры, консультанты, эдвайзеры. Это не формалистика, это нужно для организации реального управления, и те международные стандарты, которые мы сегодня изучаем, пропуская их через свои казахстанские интересы, заслуживают внимания. Это стандарты проектного управления. А наши подходы, которые зиждутся еще на принципах организации плановой экономики, не дают искомого результата, они неэффективны. Я не собираюсь давать сравнительных оценок двум системам, но нужно понимать одну вещь: мы живем в другой системе координат, и набор тех знаний, которое человечество накопило и систематизировало в области менеджмента, проектного управления – безусловно, прогрессивен. Судите сами: сегодня около 15 миллионов (!) профессиональных проектных менеджеров, обученных по западным методикам, работают практически во всех странах мира, в том числе азиатских – Сингапуре, Тайване, Малайзии, Пакистане, Индии. Эти знания воспринимаются как основа для создания нового типа международных стандартов, определяющих профессиональный управленческий уровень, который измеряется успешностью выполненного проекта. Талгат ТЕМЕНОВ: Посмотрите, сколько у нас вузов, и у многих на первом плане стоит коммерческая деятельность, то есть корысть. Поэтому из частных вузов я бы, например, оставил всего 3-4 процента, так как в большинстве таких «коммерческих предприятий» работают люди, которых не волнует кадровый потенциал страны. Вторая болевая точка – это тестирование. И я рад недавнему сообщению, сделанному министром образования и науки РК, что в скором будущем у казахстанских выпускников появится выбор между сдачей ЕНТ и традиционными экзаменами. По моему глубокому убеждению, тестирование, по сути, та же рулетка, казино. В Казахстане столько высших учебных заведений, что скоро не останется людей без диплома. Столько докторов наук! Аким – доктор наук, министр – опять же доктор наук. В политическом корпусе – сплошь академики. А между тем обладать научной степенью должен только тот, кто открывает миру новое. Докторов много, а науки мало. Профессионалов мало. Бекет НУРЖАНОВ: Об отношении к тестированию мы спрашивали и у наших американских партнеров. И они ответили, что такая форма экзамена изначально была изобретена для умственно отсталых и неполноценных школьников. Тех, которые не способны связно мыслить и выражать свою точку зрения. Какого философа можно получить, задавая ему на экзаменах вопросы типа «когда родился Платон, когда он умер» и так далее? Жаксылык НИЕТАЛИН: Весь наш педагогический опыт говорит о том, что научный и методический уровень студента или магистранта формируется в общении с преподавателем, а не с компьютером. Да, компьютер не берет взяток, но он не дает навыков, необходимых современному профессионалу. Наши выпускники неслучайно не могут связать двух слов. Но, как говорится, плетью обуха не перешибешь: новые методики обучения у нас приняты, и мы должны им следовать. В этой ситуации каждый на своем месте должен создать вокруг себя честную, открытую атмосферу и систему стимулов для профессионалов. Педагог, например, должен воспитывать студентов личным примером: быть объективным, добросовестным, поддерживать способных личностей, постоянно повышать свою квалификацию. Алексей ЦЕХОВОЙ: Мне кажется бессмысленным спор о том, какая из школ лучше – западная или старая советская. Нужно не отрицать или конкурировать с западными системами образования, а брать у них все лучшее и адаптировать к своим условиям, что у нас и делается. Например, японские методики, принятые в управлении проектами, и европейские дополняют друг друга. ГАИШНИК – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА «Байтерек»: Бекет Галымжанович, вы не раз стажировались за рубежом. Какой западный опыт в подготовке профессионалов стоит перенять? Бекет НУРЖАНОВ: В советское время для нас ориентиром была Москва. И те философы, которые учились у москвичей, были лидерами в науке. Среди них прежде всего вспоминаются А.Х. Касымжанов, Ж.М. Абдильдин. Но Москва и тогда отставала от Запада, а мы по-прежнему отстаем от Москвы. Конечно, государство много делает для повышения общего образовательного уровня населения. Это «Болашак», обменные программы, великолепный проект «Назарбаев университет», куда приглашаются лауреаты Нобелевской премии. Но как нам перенимать западный опыт, если, например, в США профессор имеет нагрузку 200 часов в год, а у нас – в 3-4 раза выше? Мои западные коллеги имеют большую возможность плодотворно заниматься наукой, посещать другие вузы, стажироваться в профессиональных центрах. Вступив на новый для нас путь, мы должны перенимать лучшее, что может дать рынок. Америка и Европа уже переболели болезнями первоначального накопления капитала, у них сейчас главное – человек, все делается для человека. Готовя конкурентоспособных специалистов, западная культура одновременно формирует и культурных индивидов – они уважают свой труд и труд других людей, у них высокие принципы и устремления. Это та среда, в которой только и может сформироваться настоящий профессионал. А если человек пребывает в обществе завистливых, корыстолюбивых, неприветливых или злобных коллег, то что уж говорить… Мы же по-прежнему остаемся в рамках советской системы, когда человек для чиновника, бюрократа (не хочу бросать тень на всех) по-прежнему «винтик», «букашка». «Другой» остается врагом или подозрительным, государство по-прежнему «высшая инстанция» (вне закона), а человек – его слуга. И главное – представители многих сфер нашего общества искренне не понимают, чего от них хотят как от профессионалов. Попробуйте, например, объяснить гаишнику, что он должен быть помощником водителю, а не врагом. Риторический вопрос: профессионал такой гаишник или бюрократ?.. ПРИМЕРЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ «Байтерек»: Вспомните, как вы сами учились и достигали профессионализма. Жаксылык НИЕТАЛИН: Я девять лет учился в Московском электротехническом институте электросвязи: шесть лет – студентом, и еще три года – в очной аспирантуре. Мы ни на минуту не сомневались, что наши преподаватели – настоящие профессионалы, хотя не могли в полной мере оценить их уровень. Но мы им верили, мы их просто любили. Благодаря такому прочувствованному отношению к своим учителям мы обрели профессиональные навыки и огромный потенциал для постоянного профессионального роста. Современные студенты тоже способны ценить профессионалов-педагогов, отсюда вопрос моральной ответственности преподавателя за молодежь. Наши выпускники – это зеркало нашей совести, нашего внутреннего «Я». Надо помнить: мы лично ответственны за их профессионализм в науке и практике, за их стремление к расширению своих профессиональных навыков и умений. Алексей ЦЕХОВОЙ: Профессионализм преподавателей студент воспринимает на бессознательном уровне, без всяких объяснений – согласен с вами, Жаксылык Ниеталович. Причем мне доводилось учиться, а потом и работать с людьми суровыми, жесткими, даже порой жестокими. Но обид не было, напротив, было понимание, что они – профессионалы. Впрочем, мне кажется, что когда мы вспоминаем свое прошлое, учебу, аспирантуру и другое, у нас возникает элемент смещения оценок: свое время мы воспринимаем как более продуктивное и более целостное. В контексте же обращенного к нам вопроса предполагается, что нас тут воспринимают как профессионалов. Спасибо огромное, но я, например, не могу рассуждать о себе в таком ключе. В моем представлении человеку неприлично говорить о себе как об ученом и профессионале, потому что такую оценку должны давать другие. Талгат ТЕМЕНОВ: К счастью, в Москве, где я учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров в мастерской Сергея Соловьева, были великие мастера, у которых мы перенимали стандарты профессионализма в киноискусстве. Моим духовным отцом был Роллан Быков! В свою мастерскую Сергей Соловьев набирал всего двух-трех человек. Я вначале недоумевал, почему так мало, ведь в Алматы на нашем курсе актерского факультета консерватории было 20 человек! Только много позже я понял: когда мастер готовит режиссера, он его воспитывает, преследуя цель, чтобы тот состоялся как личность. Бекет НУРЖАНОВ: Я учился в начале 70-х в КазГУ. У нас в группе был культ знаний. Мы конкурировали за лидерство именно в знаниях. Если кто-то из моих однокашников отличался на семинаре, другие стремились подготовиться и ответить еще лучше. Мы по 8-10 часов ежедневно просиживали в библиотеке, старались первыми приобрести и прочитать новую книгу, а лекции любимых преподавателей записывали от первого до последнего слова. У КРАЯ «ЦИФРОВОЙ БЕЗДНЫ» «Байтерек»: Давайте подытожим – какие реальные шаги нужно делать для повышения общего профессионализма казахстанцев? Бекет НУРЖАНОВ: В принципе много полезного в этом плане сказано недавно министром образования в Сенате Парламента относительно проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании». В числе других предложений там было обозначено повышение зарплаты преподавателям. Если бы зарплату педагогов приблизили, скажем, к уровню Турции – около 3-4 тыс. долларов, – то профессор не бегал бы по нескольким вузам, чтобы прокормить семью. Профессор на Западе – самая высокооплачиваемая должность, на втором месте стоят юристы, на третьем – медики. Нужны исчезающие сегодня профессиональные площадки, где специалисты и ученые разных профилей из разных республик раньше общались, делились опытом, мыслями, спорили. Были профессиональные журналы, по-настоящему профессиональные. Были конференции и симпозиумы. Сейчас люди собираются на симпозиум часто не за тем, чтобы обсудить общую профессиональную тему, а чтобы покрасоваться и потом пойти на банкет. И, в-третьих, нужно наладить систему закупок книг зарубежных издательств, хотя бы по сети «Amazon.com». Сейчас ни одна библиотека этим не занимается. Что касается гуманитарных наук, книги мирового уровня на английском языке вообще отсутствуют. Я стажировался в Беркли, там можно заказать и получить любую книгу, значит, это реально и у нас. «Байтерек»: А Интернет разве не помощник в поиске источников, ведь информации для профессионалов там тьма? Бекет НУРЖАНОВ: На Западе книг в электронном варианте не выпускают. Книга должна окупиться, принести прибыль, и только через 10 лет она может стать доступной для пользователей Сети. И вообще, Интернет не для профессионалов, он поддерживает очень поверхностное знание – на уровне библиографического справочника. Жаксылык НИЕТАЛИН: Подготовка первых отечественных кадров по специальности радиотехника и связь началась в КазНТУ имени Сатпаева только в 1999 году. Тогда практически не было типовых учебных программ, утвержденных МОН РК. Также мы имели считанное количество профессиональных кадров в области телекоммуникаций, имевших педагогический опыт. Тем не менее сами преподаватели разработали типовые учебные планы и государственные общеобязательные стандарты высшего образования по специальности. Представляете, какую высокую ответственность несли они, закладывая фундамент под новые дисциплины, совершенствуя типовые образовательные программы? Кроме того, шла кропотливая профориентационная работа среди молодежи. Мы установили тесные контакты с телекоммуникационными предприятиями, чтобы наши студенты имели опыт производственной практики и возможность трудоустроиться. Первый выпуск в 2004 году – 23 инженера, и все они работают в ведущих компаниях: «Оптиктелеком», Kcell, Astel, «Билайн», «Казахтелеком» и других. В настоящее время готовят от 120 до 180 специалистов, но в среднем лишь треть из них работает по специальности. Причину вижу в понижении профессионального и научного уровня профессорско-преподавательского состава, когда старшее поколение преподавателей уходит, а молодые педагоги находят более высокооплачиваемые места. В результате мы имеем недостаточный уровень профессионализма молодых кадров в радиотехнике и связи, а это большая проблема для нашей экономики. Поэтому первый реальный шаг в исправлении этой ситуации – опять же реформы в образовании. Алексей ЦЕХОВОЙ: Один из серьезных проектов повышения профессионализма в нашей стране – программа «Производительность-2020», предполагающая модернизацию и в той области, о которой мы говорим. Целый ряд других государственных проектов и программ в рамках ФИИР направлен на повышение профессионализма. И это верно. Пришло осознание необходимости современных технологий в подготовке специалистов-профессионалов. Недостатком же этих проектов считаю недоучет фактора проектного управления – единственного, на мой взгляд, реального механизма активизации человеческого сознания и мотивации человека для достижения высоких целей. Мы должны сегодня понимать и серьезно относиться к приоритетам и целям третьего тысячелетия, которые поставила ООН. В частности, прорисован вектор роста профессионализма. Сегодня человек необратимо втянут в информационные технологии, и та часть профессионалов минувшего ХХ века, которая не сможет преодолеть так называемый «цифровой разрыв» (по формулировке ООН – «цифровую бездну»), конечно, окажется неконкурентоспособной и перестанет считаться профессиональной. Сегодня мы уже сталкиваемся с тем, что огромное количество наших талантливых ученых, имеющих неоспоримые заслуги в прошлом, оказываются невостребованными в ХХI веке. Людей, понятно, захлестывает обида, но в своем отставании они во многом сами и виноваты. Сегодня также нужно понять, что мало обладать набором профессиональных знаний и навыков – профессионализм нужно совершенствовать в течение всей жизни, иначе можно легко отстать от времени. Как правильно говорит глава государства, надо привыкать к тому, чтобы учиться, развивать самого себя всю жизнь. Считать, что ты свое отработал и достиг совершенства, – это тупик для личности, для профессионала. Хорошо, что эта точка зрения сегодня не преобладающая. Как-то в мою бытность членом докторского совета одного из челябинских научных институтов мой коллега в возрасте 60 лет сказал: «Больше я ничего не пишу, я и так достаточно много сделал», – а я подумал тогда, что как профессионал он завершил свой путь… Модератор заседания клуба и автор Алипа УТЕШЕВА, фото Буриса БУЗИНА и Игоря БУРГАНДИНОВА, рисунки Николая ВЕРЕВОЧКИНА

-2