Под сильным миномётным и ружейно-пулемётным огнём артиллерийский разведчик Афанасий Шилин, бывший десятник лесного склада одной из кузбасских шахт, переправлялся на лодке через Днепр. Когда до берега оставалось не более 50 метров, в корму попал снаряд. Разведчик вплавь добирался до берега. А на берегу он вместе с пехотинцами вступил в рукопашный бой против немцев... Радиостанция была разбита. Много трудов стоило восстановить её. Пришлось под ураганным огнём снова возвращаться на противоположный берег, а потом ещё раз переправляться через Днепр.
Наконец, он наладил связь. Но для того, чтобы артиллерия била наверняка, нужно найти цели, корректировать огонь. А немцы уже перешли в контратаку, уже обнаружили радиостанцию. Вот в эту-то трудную, решающую минуту и проявилось всё духовное величие простого советского человека.
— Огонь на меня! Повторяю — на меня!
— передал по радио Афанасий Шилин.
Это были не порывистость, не безрассудство молодости, а горячая любовь и преданность Родине и народу.
Словно зарница осветила на миг всё впереди. Вспышка орудийного выстрела. Грозные языки племени вырвались из стволов пушек. Вздыбилась земля.
Все в части считали, что Шилин погиб. Напутствуя нового артиллерийского разведчика, командир приказал:
— Во что бы то ни стало разыщите тело Шилина.
— Он помолчал и добавил:
— Похороним с почестями, как подобает герою.
Но Афанасий был жив. Правда, его откопали из-под земли и камней, контуженного и оглушенного взрывом, однако вскоре он снова уже был в строю, по-прежнему мужественный, стойкий и неукротимый...
...Наша армия, прошедшая суровые испытания, побеждала, переходила в генеральное наступление. Широкое поле деятельности открывалось для начальника разведки артиллерийского дивизиона Афанасия Шилина. Он выглядел всё таким же молодым, но это был уже зрелый, закалённый офицер. По его целеуказаниям артиллерия безошибочно подавляла огонь немцев.
Находясь беспрерывно в боевых порядках пехоты, Шилин вместе с солдатами шёл в атаку, врывался в немецкие траншеи. В одном рукопашном бою он сам убил 9 немцев и был тяжело ранен.
Всего полтора года довелось повоевать Афанасию Шилину, — он начал свой фронтовой путь под Изюмом в 1943 году. Но за этот недолгий срок две Золотые Звезды украсили его офицерский китель.
Несколько позже, вручая Шилину золотые часы, маршал артиллерии товарищ Воронов посоветовал молодому офицеру:
— Артиллерийская академия — вот куда вам надо, товарищ гвардии капитан!
Афанасий Петрович Шилин последовал совету маршала. Он учился так же добросовестно, как воевал, — с полным напряжением сил...