Найти тему
Делу время

ВАЖНЕЙШИЙ СУБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Выступая в начале нового учебного года в Казахском национальном университете имени аль-Фараби, его ректор Галимкаир МУТАНОВ поздравил своих коллег с завершением структурной модернизации, в результате которой ведущий вуз страны может с полным правом называться исследовательским университетом. Таким образом, КазНУ не только гармонично вписался в процесс реформирования высшего образования, в последнее время набравший в республике высокие темпы, но и возглавил его, заявив о себе как о конкурентоспособном участнике мирового научно-образовательного рынка.

- Аналогичные процессы идут по всему миру, в том числе и в странах, традиционно считающихся флагманами высшего образования, таких как США, Великобритания, Россия, а теперь и Китай, где в систему высшего образования вкладываются миллиардные инвестиции, – начал нашу беседу Галимкаир Мутанович. – Миссия современного университета, как мы ее понимаем, состоит в том, чтобы быть инвестиционно привлекательным и инвестиционно емким центром образования, науки и инноваций, основой инновационной экономики страны. Вы упомянули о миллиардных инвестициях. С какой целью они наращиваются, то есть в каком направлении развиваются мировые образовательные центры? - В настоящее время акцент университетского образования во всем мире переносится на участие вузов в инновационных процессах, которые самым тесным образом увязывают науку, научные исследования с практикой для общего развития своих стран. И у нас на прошедшем в прошлом году в Алматы международном научно-образовательном конгрессе «Наука будущего» его участники подчеркивали, что в настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества. В тесной связи с образованием, как важнейшей частью социальной жизни, а также с технологией и производством, казахстанская наука постепенно становится основой инновационной экономики. Понятно, что такая трансформация не происходит сама по себе – для этого нужна политическая воля и профессиональные усилия. Что касается первого, то глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно высказывался в этом ключе и не только призывал, но и создавал условия для того, чтобы центрами науки в Казахстане стали университеты. У нас принят новый Закон РК «О науке», наращивается финансирование научных исследований в университетах. Создан совершенно новый уникальный вуз – «Назарбаев университет», который стал национальным брендом, сочетающим лучшие международные образовательные модели, научную практику и национальные приоритеты. Развитие университетской науки стимулирует и эффективная схема финансирования: на основе конкурсного отбора актуальных проектов ученые получают многомиллионные гранты на свои исследования. Часть этих денег затрачивается на материально-техническое оснащение исследовательской деятельности. У наших ученых появилась возможность стажироваться за рубежом, в лучших научных центрах мира, а у студентов – активно приобщаться к профессии посредством участия в перспективных проектах с первых лет обучения в университете. Все эти процессы идут и в КазНУ, более того, одна из 15 инженерных национальных лабораторий, созданных в стране по инициативе Президента Назарбаева открыта у нас, эта лаборатория занимается исследованиями в области нанотехнологий. Также у нас реализуется и одна из четырех национальных программ. Другими словами, сейчас идет такой взаимообразный процесс обмена знаниями, навыками, идеями, как на уровне государства, так и на уровне вуза, который уже дает многообещающие результаты. Государство развивает эту тему стратегически. Для воплощения стратегии в жизнь нужны профессионалы. Наверно, не случайно ведущий казахстанский вуз страны на этом решающем этапе возглавили именно вы, человек, у которого за плечами создание инновационного вуза, каковым сейчас называют Восточно-Казахстанский государственный технический университет. - Да, я возглавлял ВКГТУ имени Д. Серикбаева в течение семи лет. И там многое удалось сделать. Прежде всего – создать модель инновационного университета, так называемого «университета-технопарка». Технопарк – ведущее подразделение вуза, и он был нам нужен, в том числе, и для того, чтобы выпускники университета сами могли создавать рабочие места, открывая малые инновационные предприятия. В период моей работы во главе ВКГТУ вокруг университетского технопарка «Алтай» был создан целый комплекс малых инновационных предприятий и компаний – их организовали не выпускники даже, а студенты старших курсов. А это и есть точки роста новой инновационной экономики! Помимо этого каждый факультет университета в Усть-Каменогорске имеет свой бизнес-инкубатор, аккумулирующий и развивающий полезные идеи и разработки, которые находят свое отражение в курсовых и дипломных работах. Все созданные нами структуры составляют зону высоких технологий, куда входят также конструкторское бюро горно-металлургической отрасли, центр цветной металлургии, центр коммерциализации. В результате получен синергетический эффект – началось производство, основанное на новых технологиях. Разработки зоны высоких технологий поставляются даже на зарубежные военные заводы, это до 150 наименований продукции. Здорово! Но ведь понятно, что КазНУ имени аль-Фараби – это уже другой масштаб, другие проблемы и перспективы. - Апробированную модель мы переносим, действительно, на гораздо более солидную площадку. В КазНУ обучается около 20 тысяч студентов, магистрантов и докторантов. Здесь сосредоточены мощные научно-педагогические кадры, можно сказать, цвет науки и педагогики Казахстана. Здесь развитая материально-техническая база. Кроме того, национальный университет – это многопрофильный вуз, который готовит не только ученых, занимающихся точными науками, но и естественников и гуманитариев. Так было всегда, и за это диплом университета имени аль-Фараби высоко ценится в Казахстане. Высок авторитет университета и за рубежом. Наш университет – единственный из вузов Казахстана – принят в Программу ООН «Академическое влияние», учрежденную по инициативе Генерального секретаря Организации Пан Ги Муна. А по результатам исследования известного рейтингового агентства Quacquarelli Symonds (Великобритания) университет поднялся на 200 позиций и первым среди вузов Центральной Азии вошел в ранг 401-450 топ-университетов из 700 самых известных в мире. Галимкаир Мутанович, давайте еще раз четко объясним нашим читателям, в чем преимущества науки, которая сосредотачивается именно в университетах. - В условиях инновационной экономики, это показывает мировой опыт, ни государство, ни бизнес не могут играть доминирующей роли в генерации новых знаний – их создают ученые. И поскольку 90 процентов научных сил мира сосредоточено в университетах, именно университетам принадлежит ведущая роль в создании и распространения знаний, а также подготовке кадров для инновационной экономики. Университеты более мобильны, более отзывчивы на все новое в области науки и технологий, в них идет свободный и естественный переток знаний от поколения к поколению. А главное – в университетах готовятся ученые и специалисты, способные двигать научно-технический и социально-экономический прогресс. Понятно, что наш университет не должен оставаться в стороне от мировых трендов. Казхастан, по данным Всемирного банка, например, имеет достаточно высокий рейтинг по части образованности населения и развития высшего образования. Теперь поставлена задача трансформировать наши вузы в современные университеты мирового уровня, где передовые проекты проходят путь от идеи до воплощения на практике. Проектная форма обучения позволит студентам получать знания и практические навыки, востребованные экономикой страны, что даст толчок генерированию новых знаний. И вот этот процесс трансформации успешно идет в КазНУ. Он начался уже в то время, когда университет возглавлял нынешний министр образования и науки Бакытжан Турсынович Жумагулов. И теперь все наши усилия в данной области активно поддерживаются МОН РК. Что конкретно сделано в университете для того, чтобы студенты получали качественные знания, а знания приносили выгоду стране? - Мы начали глубокую реструктуризацию. Но прежде – решили заняться определенной гуманитарной проблемой… Какой именно? - Нужно было изменить сознание людей, подготовить их к восприятию нового. Я убежден, что человеческий фактор имеет первостепенное значение, особенно когда дело касается столь масштабных реформ. Люди должны были осознать необходимость предстоящих перемен и почувствовали в себе желание и стремление к полноценному раскрытию своего потенциала. А для того, чтобы эти желания и стремления успешно реализовались, мы им предлагаем включиться в так называемое социальное партнерство. Был создан ряд общественных советов, через которые администрация стала доводить свои идеи до сотрудников университета. Среди них – советы по гуманитаризации, этике, связям с общественностью, Совет аксакалов (старейшин). Отлично работает совет «Друзья КазНУ», который объединил выпускников университета, которые в настоящее время живут и работают в 50 странах мира. В него вошли все, кто просто считают себя настоящими друзьями и поклонниками КазНУ. Мы разработали Кодекс корпоративной культуры. А параллельно начали формировать соответствующую среду, где приоритет имеют наука, творческий поиск, уважение к креативному труду. Мы укрупнили кафедры, в каждой сейчас работают от пяти до десяти докторов наук, профессоров, а возглавляют их освобожденные от преподавания заведующие и их заместители – у них высвобождается время для стратегического и текущего планирования, разработки содержательных проектов и налаживания процесса интеграции науки и образования. То есть мы заложили основы для превращения университета в успешно развивающуюся динамичную корпорацию. Мы создали базовые кафедры для подготовки менеджеров инновационных проектов, где студенты получают не только теоретические, но и практические знания и навыки. Свое предназначение осознают и факультеты. Если раньше у нас был факультет географии, то теперь он называется факультетом географии и природопользования, факультет биологии стал факультетом биологии и биотехнологий, физический факультет стал физико-техническим... Это не просто изменение названий – меняется контент образовательного процесса. У нас впервые в стране применен компетентностный подход к обучению – от простого накопления знаний мы перешли к экстраполяции знаний на практику. То есть, каждый студент должен четко понимать, какие знания и для чего нужны ему лично. КазНУ в настоящее время выступает экспертом по всей учебно-методической литературе, которая разрабатывается и публикуется в Республике Казахстан. Таким образом, мы распространяем принцип компетентностного подхода по всем учебным заведениям страны. Вы уже говорили, что сейчас в университете реализуются десятки крупных инновационных проектов. Можно о них подробнее? - Мы приняли программу «20 инноваций к 20-летию Независимости». Выбор был очень широкий – из 140 проектов, предложенных нашими учеными. Причем эти очень интересные, оригинальные проекты годами ожидали своей реализации. Мы отобрали те, которые имеют шанс для внедрения на промышленных предприятиях страны. Все проекты – плод кропотливой работы ученых 9 исследовательских институтов, 24 научно-исследовательских центров и технопарка. Это и есть инновационная среда КазНУ. Но планов на будущее у нас еще много! Собираемся создать центры экономических исследований, инновационных технологий, интеллектуальной собственности... Все это нужно для коммерциализации наших исследований и открытий. А вообще, по данным Азиатского банка развития, на долю КазНУ приходится половина всех научно-исследовательских работ, проводимых вузами республики. В настоящее время у нас выполняется 230 проектов как фундаментального, так и прикладного характера, они проходят в рамках таких важных государственных программ, как развитие космической деятельности, атомной энергетики, научно-техническое обеспечение инновационных производств, создание и эксплуатация термоядерного материаловедческого реактора и так далее. Недавно вам удалось защитить в Министерстве образования и науки проект инновационного кластера университета. Что он собой представляет, какие новые возможности открывает для университетской науки? - Действительно, МОН РК одобрило нашу инициативу, и проект был включен в государственную программу Министерства индустрии и новых технологий РК по развитию инноваций на 2010-2014 годы. Кластер должен обеспечить формирование инновационной инфраструктуры и модели управления научно-технологическими разработками, он должен быть центром трансферта передовых технологий, интеграции инновационно-исследовательской деятельности университета. В рамках программы будет создан бизнес-инкубационный и производственный центры. Основные два направления в этом инновационном кластере – научно-исследовательское и опытно-конструкторское. Это нанотехнологии и перспективные материалы, альтернативная энергетика и энергосберегающие технологии, фармацевтика, биотехнологии и физико-химические технологии. Это те направления, которые востребованы во всем мире. Сметная стоимость проекта – 11 миллиардов тенге. Надеемся, что в ближайшие три года он будет реализован. Есть ли проекты, которые находятся уже на стадии производства? - Этот процесс, то есть внедрение, идет полным ходом. Например, на ТЭЦ-2 города Алматы действует плазменно-топливная система для безмазутной растопки котлов. Аппаратно-программный комплекс для профилактических медицинских осмотров используется в Аксайской детской больнице и Институте онкологии. Институт проблем горения на своих предприятиях уже производит более десяти наименований продукции: сорбенты различного назначения, термостойкие кабели, огнезащитные покрытия и многое другое. В сфере фармацевтики нашими учеными создано множество препаратов, которые выделяются из растительного казахстанского сырья. Уже утверждена проектно-сметная документация крупного медицинского центра на базе факультета биологии и биотехнологий – проект поддерживается Агентством развития здравоохранения Южной Кореи. Сумма финансирования составляет более 150 миллионов долларов США. Мы с вами достаточно подробно говорили об участии университета в развитии инновационной экономики, но что представляет собой КазНУ в целом? - КазНУ имени аль-Фараби – инициатор прогрессивных нововведений как в образовании и науке, так и в культуре. В университете работают Казахско-индийский центр информационных технологий, центры китайского языка, европейской документации, прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации, американский центр и центр НАТО. Кстати, наши студенты обучаются на трех языках – казахском, русском и английском. Впервые в казахстанской практике университет полностью перешел на экспериментальные образовательные программы, соответствующие учебным программам Кембриджа и Оксфорда. При поддержке Института Земли Колумбийского университета и лично его директора, доктора экономики Джеффри Сакса и профессора Джона Маккартура открыт Global Classroom по программе Integrated Approaches to Sustainable Development Practice для магистрантов и докторантов. Мы гордимся, что наш университет первым из стран Азии стал участником этой программы, в которой задействовано 24 университета мира. Эта программа открывает путь к двухдипломному образованию. В стенах вуза действуют учебно-методические центры общегосударственного значения, координирующие такие направления как развитие государственных стандартов образования в вузах Казахстана, разработка нового поколения типовых учебных программ, учебников и пособий, система дистанционного обучения. КазНУ лидирует и в области внедрения в практику системы «бакалавр – магистр – доктор PhD», а также общепринятой в мире кредитной технологии. Сегодня в КазНУ трудятся более 1500 преподавателей, среди них 27 академиков Национальной академии наук, 6 академиков Международной академии высшей школы, 300 докторов и профессоров и более 700 кандидатов и доцентов. У нас работают около семидесяти лауреатов государственных, международных, именных и молодежных премий. Как я уже выше говорил, в университете собрана элита казахстанской науки. Всех, кто бывает в последнее время в университете, удивляет, насколько преобразился его внешний облик. - Да, университетский городок – это достопримечательность нашего прекрасного города Алматы, его визитная карточка. Раскинувшись на ста гектарах, расположенных в красивейшем районе предгорий Алатау, наш университет предоставляет студентам современные учебно-лабораторные корпуса, богатейшие библиотечные фонды, комфортабельные общежития, читальные и интернет-залы, мультимедийные и компьютерные классы. К их услугам комбинат питания, спортивный комплекс, торговый и производственный центры, кинотеатр и многое другое. Недавно на территории «Казгуграда», как раньше называли университетский кампус, выросли новые корпуса химико-технолгического, механико-математического, физико-технического факультетов. Вся территория охвачена беспроводной сетью Wi-Fi. Открыто новое Интернет-кафе на 300 мест. Собираемся строить Центр обслуживания студентов по принципу «одного окна», Центр передовой технологии, который расширит применение новых методов исследований в ядерной физике и других науках. Жемчужина КазНУ – Дворец студентов имени Умирбека Джолдасбекова. Здесь готовятся к выступлениям и показывают свое мастерство оркестр казахских народных инструментов, кружки художественной самодеятельности, студенческий театр «Бiз», команда КВН. Во дворце проводятся дни открытых дверей, дни знаний, посвящения в студенты, фестивали «Meнің Қазақстаным», «Студенческая весна» и многие другие праздничные мероприятия. Наша гордость – спортивная база. Я сам люблю спорт, в молодости увлекался борьбой дзю-до и теперь стараюсь уделять физическому воспитанию нашего студенчества особое внимание и поддержку. В новой библиотеке КазНУ готовится к открытию музей, посвященный ученому-энциклопедисту, великому мыслителю Востока Абу Насру аль-Фараби – его имя носит наш университет. Каким, Галимкаир Мутанович, вы видите будущее Казахского национального университета? - Я вижу наш университет как глобальный инновационный центр, в котором преподаватели и студенты в учебных лабораториях и аудиториях создают основу для развития интеллектуальных видов труда, открывают новые горизонты науки. Я вижу университет, в котором тесная интеграция науки и образования является основой для подготовки высококвалифицированных кадров, способных двигать вперед инновационную экономику Казахстана.

-2