Лечебное действие животных известно с давних времен. Еще Гиппократ был уверен в целительной силе верховой езды, египтяне использовали в лечебных целях кошек, а ацтеки – голых собак. Считалось, что прикладывание собачки к больному месту помогает при простудных заболеваниях, сердечных приступах, болях в желудке. Собака считалась даром богов. Однако в современном понимании пет-терапия (терапия с помощью животных) была сформулирована детским врачом-психиатром Борисом Левинсоном в 1960-х годах. Он обратил внимание, что дети в присутствии его собаки лучше реагировали на лечение. Сейчас это направление терапии активно развивается как в западных странах, так и в России.
Метод лечебной кинологии заключается не только в том, что ребенок или взрослый общается с собакой, хотя такое взаимодействие само по себе уже является терапевтическим. Сама структура занятий разрабатывается с учетом индивидуальных психологических особенностей пациента, собаки и организуется целенаправленное их взаимодействие. Каждое занятие преследует конкретную цель и имеет свой эффект. Без установления контакта и понимания взаимоотношений результата терапии не будет, поэтому в процесс вовлечены не только кинологи, но и психологи и педагоги. У ребенка длительное время сохраняется мотивация, он учится самоконтролю, концентрации внимания. Для детей с ДЦП, синдромом гиперактивности или аутизмом это очень важно. В процессе терапии взаимодействие с людьми происходит через собаку, что позволяет снять проблему дистанцирования от инвалидов. За счет отсутствия противопоставления и присутствие акцентов на силу, общность, идентичность переживаний достигается возможность интеграции.
Дети играют с собаками в позитивной и комфортной обстановке и просто общаются. Животные же активно взаимодействуют, понимая состояние ребенка и угадывая его желания. Человек получает позитивную обратную связь, может почувствовать себя успешным и проявить свои лидерские качества. В то же время дети склонны очеловечивать животных, они легче им доверяют. Ребенок реализует потребность в общении, любви и уважении, он чувствует себя признанным и участвует в заботе об окружающих и общественно-полезном труде. Удовлетворяется и потребность в физических контактах.
Собаки для работы по данной специальности проходят жесточайший контроль. Не столь важны порода и размеры собаки, большое внимание уделяется характеру и воспитанию. Важно умение взаимодействовать с человеком, особенно если речь идет о больном ребенке. Собаки проходят сложное тестирование по специальной методике прежде, чем их допустят до работы с детьми. Однако следует заметить, что любое воспитание – это комплексный подход. Невозможно развивать одну область, при этом забывая о других. Необходимо вырастить целостную личность. Если говорить о больных детях, то очень важно формирование произвольности и целеполагание. Это залог их успешного выживания в социуме и удовлетворение самореализации.
Фото любезно предоставлено: http://thebestofrussia.ru/en/photo/111987
Если Вы ищите всё самое интересное о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!
Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.