ЛЮДЕЙ На Западе любой бизнесмен, нацеленный на коммерческий успех, не полагается только на свои силы, а прибегает к консалтинговым услугам. В Казахстане пока рано говорить о таком доверии между предпринимателями и независимыми консультантами в финансовой, юридической или технологической областях. Но лед все же тронулся, и те, кто серьезно относится к своему делу, обращаются за помощью к специалистам. В Алматы уже несколько лет существует «Деловая площадка», для чего она была создана, и чем помогает предпринимателям, рассказывают ее создатели: Жанар КАЙРАНОВА, управляющий партнер «Key Partners Consulting», Индира КАКАБАЕВА, партнер, руководитель HR консалтинга Коуч ICF, Артык КУЗЬМИН, директор ТОО «Executive Consulting» и Жанара ГАЛЫМЖАН, координатор «Деловой площадки». Кому принадлежит идея создания «Деловой площадки»? Ж. КАЙРАНОВА: - Когда Премьер-Министр РК Серик Ахметов на Пятом экономическом форуме высказал мнение о том, что в Казахстане необходимо локализовать консалтинговые услуги, а не приглашать иностранных специалистов, мы, как члены Казахстанской палаты консультантов по менеджменту «CMC Kazakhstan», тут же отреагировали и создали «Деловую площадку». Нам помогали такие киты отечественного менеджмента, как предприятия «CMC Kazakhstan», «Key Partners Consulting» в сотрудничестве с АО «Ken Dala Center» и компанией «Executive Consulting». Так появилось некоммерческое партнерство – «Деловая площадка», место встреч представителей консалтинга и бизнеса. А. КУЗЬМИН: - В Казахстане никогда не было доверия между консультантами и бизнесом. Бизнесмены до сих пор не понимают смысла консалтинговой работы, ее полезности для грамотного ведения дела. Поэтому мы и создали некую платформу, где могут пересечься теория и практика, знание и бизнес. У нас проводятся мастер-классы, где бизнесмены могут научиться использовать практические инструменты, конференции, где люди делятся опытом по построению деловых связей и информацией о рынке. Для неформального общения у нас существуют деловые завтраки и обеды. Есть ли у вас исследования, посвященные сфере малого и среднего бизнеса в Казахстане? В чем его слабые и сильные стороны? А. КУЗЬМИН: - Мы не ставим перед собой цель изучать МСБ. Но мы хотим, чтобы все приглашенные нами консультанты, бизнес-тренеры и исследовательские компании делились этой информацией. Вместе с тем мы проводили онлайн-анкетирование на деловом портале Kapital.kz с вопросом, что люди желают получить на «Деловой площадке». Наиболее распространенные ответы: овладеть практическими инструментами для решения проблем в бизнесе, наладить связи, познакомиться с новшествами в сфере управления компанией, пообщаться с такими же профессионалами, как мы сами, и так далее. Ж. КАЙРАНОВА: - Одно мы знаем точно: у нас консалтинговый бизнес пока молод, он только формируется. Однако уже сейчас он осознанно использует бухаутсорсинг и юридический консалтинг. Вспомним 2006-2007 годы, когда даже не понимали значения этого термина. Но сегодня, когда мы входим в ВТО, открываются все границы и растет конкуренция, бизнесменам надо быть более эффективными в управлении компанией и производством. Как раз в этом им и способны помочь опытные консультанты. Все они работали над различными проектами, изучают передовые технологии, методологию и инструменты западного менеджмента. Прекрасно, что наши предприниматели постепенно осознают необходимость внешней консультации. Как часто вы проводите мастер-классы? И. КАКАБАЕВА: - Начиная с 20 ноября 2013 года каждый месяц мы устраиваем тематические мастер-классы: маркетинг, логистика, юриспруденция… Причем наши услуги – широкого спектра. В каждой категории (малый, крупный и средний бизнес) у нас свои консультанты. Также мы собираемся приглашать состоявшихся бизнесменов, которые будут делиться своим опытом проб, ошибок и успехов, чтобы другие предприниматели не наступали на те же грабли. Тематику мастер-классов мы будем выбирать, опираясь на внутренние исследования и онлайн-опросы. Приглашаете ли вы на свои мероприятия зарубежных экспертов в области консалтинга? И. КАКАБАЕВА: - Одна из особенностей «Деловой площадки» – это партнерство со многими ассоциациями, фондами и компаниями. Мы ищем союзников, а бывает, они сами находят нас. Чаще через социальные сети. От партнеров мы узнаем, кого из гуру мирового бизнеса они приглашают на свои тренинги. Потом мы договариваемся с зарубежными специалистами, чтобы они заехали заодно и к нам и провели внеплановый мастер-класс. Для иностранцев «Деловая площадка» – это аудитория из потенциальных клиентов. А значит, это взаимовыгодное сотрудничество. Ж. КАЙРАНОВА: - В последний раз мы нашли иностранных специалистов через Астанинский экономический форум. Но в любом случае наш принцип – продвигать местный консалтинговый бизнес. Но как вы выбираете тренинг-менеджеров, и кого из них вы уже пригласили? Ж. КАЙРАНОВА: - Мы имеем специальную комиссию, которая прослушивает и просматривает выступления местных и зарубежных консультантов. Выбираем преимущественно тех, кто широко известен мировому бизнесу и кто действительно принесет пользу нашим предпринимателям. Но, опять же, мы нацелены приглашать профессионалов местного рынка, чтобы наши бизнесмены видели, кто сейчас является суперигроком в консалтинге. На «Деловую площадку» попадают только лучшие из лучших. И. КАКАБАЕВА: - В последний раз мы пригласили команду сертифицированных специалистов по программе доктора Ицхака Адизеса, основателя и президента Института Адизеса (Калифорния, США). Они проведут у нас уникальный мастер-класс, который раскроет методологию организационной трансформации, разработанной доктором Адизесом. Она используется в сотнях компаний в 73 странах мира и имеет 40-летний опыт успешного применения. В Казахстан также впервые приезжает Пэр Фальк, основатель компании «SLG International», который внедрил уникальную систему по оценке персонала – систему Томаса. Ее используют более чем в 60 странах мира в течение 30 лет. Пэр Фальк проведет уникальный мастер-класс о том, как добиться быстрого и эффективного результата в продажах, а также как создать мировой бренд, основываясь только на психологии человека. А кто может быть парт- нером «Деловой площадки»? И. КАКАБАЕВА: - Мы открыты для всех, у кого есть отличные идеи по развитию бизнеса Казахстана. Конечно, к участникам предъявляются определенные требования. Например, мастер-класс консультанта должен обладать технологичностью, интерактивностью и новизной. Чтобы бизнесмен не просто пришел, послушал лекцию и ушел, а получил практические навыки. Например, как выиграть тендер или грамотно управлять персоналом. Кроме того, мы стремимся объединить весь отечественный консалтинг, который пока, к сожалению, разрознен. Анель УТЕГЕНОВА, фото Бориса Бузина