Найти тему

Мемуары моего деда. Глава 13 (заключительная). 1957-1958 гг. Отзывы коллег.

ГЛАВА 13

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СЛУЖБЫ НА ФЛОТЕ

Международная обстановка позволяла часть вновь построенных кораблей по старой судостроительной программе поставить в консервацию. Эта проблема была новой для Технического управления и поэтому требовала особого внимания и специальных знаний, которых у работников технического отдела не было. Отделу эксплуатации пришлось осваивать эти вопросы вместе с инженер-механиками кораблей флота.

При Научно-исследовательском институте по эксплуатации кораблей, который находился в Таллине и подчинялся ТУ ВМФ, был создан новый отдел по консервации кораблей. Этот отдел имел материальную базу для проведения исследовательской работы и разработки необходимой технологии консервации различных типов кораблей и техники. Этот отдел во многом помог флоту в вопросах поведения работ по консервации. Мне несколько раз пришлось быть на совещаниях в этом институте, и там я получил много интересных знаний, которые пригодились при проведении работ по консервации кораблей на флоте.

Работы по консервации части кораблей проходили успешно. Правда, задержка в основном была в отсутствии необходимых материалов и некоторого оборудования, но эти проблемы решались довольно быстро, и дело двигалось вперед. В связи с консервацией кораблей происходили и некоторые организационные мероприятия по созданию подразделений консервации кораблей.

В 1957 году произошла реорганизация технической службы на флоте. Принято решение о едином руководстве технической службой. Должность флагманского механика флота при штабе флота с его аппаратом ликвидирована. Все технические руководство флота сосредоточили в Техническом управлении флота. Для этой цели в Техническом управлении ввели новые должности:

– заместитель начальника Технического управления по эксплуатации и спецподготовке;

– главный корабельный инженер флота.

На должность заместителя начальника ТУ по эксплуатации и спецподготовке назначили меня.

Флагманский механик флота инженер-контр-адмирал Самарин был назначен начальником кафедры в Военно-морском училище им. Нахимова еще до ликвидации этой должности, а его помощника по надводным кораблям инженер-капитана 2 ранга Ипатова назначили начальником отдела эксплуатации Технического управления (на мое место), помощника по подводным лодкам инженер-капитана 2 ранга Козырева назначили заместителем начальника ремонтного отдела ТУ ЧФ. В момент ликвидации должности флагмана флота эту должность занимал инженер-капитан 1 ранга Хомутов, который после закрытия должности переведен в Ленинград в Академию имени Крылова на кафедру живучести. Произведенная реорганизация технической службы на флоте оказалась полезной, так как все было сосредоточено в одном учреждении. Начальник технического управления инженер-капитан 1 ранга Айзин стал больше уделять времени эксплуатационным вопросам. Если он раньше занимался в основном ремонтными вопросами, то теперь вынужден вникать в эксплуатационные дела, так как командующий флотом за эксплуатацию спрашивал с него. Мне же теперь в новой должности пришлось много заниматься непосредственно на соединениях. Флагманские механики стали частыми гостями Технического управления, где окончательно решались технические вопросы. В тесном контакте стали работать отдел эксплуатации с ремонтным отделом, так как теперь они решали единую задачу.

Для улучшения эксплуатации корабельной техники необходимо было улучшить подготовку личного состава. Во многих соединениях отведенное время для занятий по специальности использовалось плохо. Занятия проводили неорганизованно, бессистемно, с малым охватом личного состава. Пришлось в этом направлении подготовить специальное указание и строго контролировать его выполнение. В дни занятий по специальности почти все офицеры отдела эксплуатации находились в соединениях по своим направлениям и помогали командованию в организации проведения этих занятий. Потом это вошло в систему, и командование стало строго относиться к занятиям по специальности.

Больше внимания пришлось уделять организации отработки задач по боевой подготовке: непосредственно участвовать в приеме задач на многих кораблях и участвовать в учениях соединений. Каждая инспекторская проверка соединений и баз штабом флота проходила с непосредственным участием офицеров Технического управления. При этом приходилось на месте решать многие технические вопросы. Но здоровье мое заметно ухудшалось. От большого нервного напряжения и физической нагрузки появились различные болезни, и врачи советовали серьезно заняться своим здоровьем.

В 1958 году я комиссовался и в конце года был уволен по болезни в запас. Больше года я принимал меры по укреплению и восстановлению своего здоровья и, кажется, привел свой организм в такое состояние, что еще мог поработать для флота по вольному найму.

Я избрал работу в Инспекции котлонадзора ЧФ. По своим знаниям и опыту работы я вполне подготовлен для такой работы. Кроме того, работа в Инспекции котлонадзора удачно сочеталась с физической и умственной нагрузками, а также давала возможность непосредственно общаться как с руководителями, так и с обслуживающим персоналом. В Инспекции котлонадзора я проработал более 20 лет, и за этот период приходилось участвовать во многих интересных технических событиях. Работа в Инспекции котлонадзора — это тема для другого автобиографического очерка, который я, может быть, еще успею написать.

09.09.1985

Трифонов Александр Фомич, 80-е годы
Трифонов Александр Фомич, 80-е годы

Трифонов Александр Фомич и его старший сын Трифонов Юрий Александрович (мой отец), 50-е годы
Трифонов Александр Фомич и его старший сын Трифонов Юрий Александрович (мой отец), 50-е годы

ОТЗЫВЫ КОЛЛЕГ И БОЕВЫХ ТОВАРИЩЕЙ О РУКОПИСИ

Рукопись прочел с большим интересом. Написана со знанием дела и истории развития советского ВМФ. При отработке стилистических погрешностей и выверке достоверности исторических примеров, а также участвовавших в них людей, рукопись заслуживает быть изданной в типографическом издании.

Корабельный инженер Сысоев, 14.10.1985.

Ты хорошо описал свою жизнь и деятельность. Прочитал с интересом, тем более, что я сам был участником ряда событий, указанных в рукописи. После исправления стилистических и орфографических ошибок считаю, что нужно ее переписать, отпечатать на машинке и дать для просмотра и совета опытному журналисту с тем, чтобы определиться в дальнейших шагах. Как военные мемуары, по-моему, издать не представляется возможным, поскольку мало героики! Отдельными статьями в газетах или журналах эта работа может быть помещена.

Тузов Б. В., 22.10.1985.

Согласен с т. Тузовым Б. В.

Белов П. А., 29.09.1986.

Рукопись прочитал с большим интересом. Я согласен с содержательными замечаниями Сысоева Н. Е. и Тузова Б. В.

1. Материал полезен не только внукам и детям, а всем современникам, которые жили и работали вместе с автором.

2. Есть вопросы флотского значения периода войны и послевоенного периода, которые надо немного (неразборчиво)

3. Материал рукописи можно расчленить с тем, чтобы отдельные моменты написать:

а) потомству в пример;

б) бюллетени ВНО;

в) флотскую газету;

г) «Славу Севастополя».

4. Надо во время (неразборчиво) издать как мемуары. Очень полезный материал для молодежи и военных.

5. На базе этого материала отработать несколько статей для «Морского сборника». Если люди поймут, что сейчас они важнее, чем «Ура! Ура!», назвать этот материал: «Опыт войны по эл. мех. службе на ЧФ». Писать по направлениям, так как одна статья все скомкает. Я благодарю автора за предоставленную мне возможность вспомнить все это и как-то снова пережить.

Бывший флагмех ОВРа, БТЗ, (неразборчиво),

нач. кафедры живучести училища им. П. С. Нахимова

контр-адмирал в отставке, доцент Самарин В. А.

Дата 14.11.1985.

Самарин Виктор Алексеевич
Самарин Виктор Алексеевич

Александр Фомич!

С большим вниманием и интересом прочел Вашу рукопись о своем жизненном пути, где главное — многолетняя и безупречная служба в Военно-Морском Флоте. При этом примечательно то, что, кроме учебы в училище и в академии, вся служба прошла на Черноморском флоте. Читая Вашу рукопись, ощущаешь всю славную историю ЧФ в сложнейшие и труднейшие годы перед войной, в войну и в послевоенный период. Рукопись написана простым, ясным языком, читается легко и непринужденно. Если над рукописью поработать автору еще, убрать грамматические ошибки и неудачные стилистические выражения, уточнить достоверность изложенных событий, особенно в военный период, то я уверен, что она принесет огромную пользу не только детям и внукам, но и широкому кругу моряков-черноморцев многих поколений, включая теперешнее. Было бы очень хорошо, если бы кто-то из товарищей (по войне, службе, секций) на основе данной рукописи написал бы очерк об авторе, рассказав, с каким упорством и решительностью паренек из Ижевска пошел добровольно и сознательно на флотскую службу и своим беззаветным служением внес свой вклад в укрепление боевой мощи флота. Особенно поучительно прозвучит то, как воспитывался и самовоспитывался автор в выработке в себе морально-бытовых и деловых качеств, так необходимых во все времена флотским офицерам. Такой очерк в более широком объеме найдет место в бюллетене ВНО, а в сокращенном — в нашей флотской газете.

Желаю Вам успехов и здоровья!

М. Бочкарев, 13 декабря 1985 г.

Дорогой Александр Фомич!

Работа сделана отлично. Удивлен, как ты смог мобилизовать свою память. Для удобства работать с (неразборчиво) тетради и на отдельные завершенные эпизоды по событиям и времени (неразборчиво).

После доработки по уточнению фактического материала очерк отпечатать у хорошей, грамотной машинистки и сброшюровать. По одному экземпляру сделать на депозитацию в Музей Севастополя и Центральный музей МВФ. Отдельные главы можно отрабатывать в периодическую печать.

На странице 44 о (неразборчиво) походе крейсера «Красный Кавказ», он планировался в Сидней (Австралия) на коронацию в начале 1938 г., в связи с чем я был переведен с кр. «Червона Украина» на кр. «Красный Кавказ» командиром 2-го артдивизиона.

На стр. о стрельбе с кр. «ЧУ» по щиту, буксируемому кр. «Кр. К.». Это была одновременно совместная стрельба двух дивизионов 1-го (неразборчиво) и 2-го зенитного управления. Ошибка в расчетных данных (неразборчиво) была допущена из-за отсутствия в таблицах стрельб корректуры поправки (неразборчиво) дистанции при стрельбе правым бортом.

Желаю успеха в работе.

Тараканов, 20.12.1985

Рукопись прочитал с большим интересом. Согласен с замечаниями т. Сысоева и Тузова. Однако считаю необходимым исключить из рукописи прохождение практики на ТК, в частности — грубого нарушения техники безопасности командиром дивизиона ТК, разрешившего курить на катере и купаться без обеспечения шлюпками. Наши дети и внуки должны знать, что служба на флоте всегда была образцом, а недисциплинированность — это досадное исключение.

Капитан 1 ранга инженер Смагин

Автобиографический очерк товарища Трифонова Александра Фомича составлен правдиво и интересно. Мы родились в царское время. Пасли скот кулакам за кусок хлеба и тарелку постного супа.

Александр Фомич прошел жизнь молодого рабочего, комсомольца до военного моряка. Окончил Высшее инженерное морское училище имени Дзержинского в городе Ленинграде. Александр Фомич был активным общественником, редактор газеты «Перископ» с 1 по 5 курс до выпуска с училища. Даже в свой первый очередной отпуск в Ижевск посетил свой завод, где работал до училища, рассказал молодым рабочим о военно-морской службе, призвал их последовать его примеру. Он, молодой курсант, совершенствовал свои знания и укреплял свое здоровье. Он сдал успешно нормы ГТО («Готов к труду и обороне») и на значок «Ворошиловский стрелок». Александр Фомич — участник военного парада в Москве на Красной площади в честь XVII съезда коммунистической партии Советского Союза. Это запоминается на всю жизнь.

Это почет и доверие военным морcким курсантам.

Автор статьи подробно раскрывает начало Великой Отечественной войны в Севастополе. Участие моряков Черноморского флота в обороне Одессы. Для выполнения боевого задания крейсер «Червона Украина» стоял около торгового причала рядом с Графской пристанью. Установлена прямая связь «корабль – береговая оборона». Связисты флота обеспечили отличную связь и выполнили боевую задачу. Удерживалась устойчивая телеграфная связь с корректировочными постами. Это обеспечивало прямую артиллерийскую стрельбу по немецким захватчикам. По-боевому несли службу на корабле сигнальщики, они точно и своевременно обнаруживали самолеты противника, что обеспечивало оборону корабля.

В конце апреля 1944 года он окончил Военно-морскую академию имени Ворошилова и направлен служить на Черноморский флот. Продолжал службу на крейсере «Красный Крым». 8 мая 1945 года корабельные радисты первыми услышали по радио о капитуляции фашистской Германии. Это воодушевило военных моряков, которые старались как можно лучше выполнить свои боевые обязанности на вахте. Природа встретила День Победы цветами красных маков, цветами белой акации и сирени. Стояли теплые майские дни. Севастопольцы и моряки флота ликовали этому торжеству.

С целью обеспечения и распространения опыта эксплуатации корабельной техники товарищ Трифонов написал ряд статей в газету ВМФ «Красный флот», он проявлял настойчивость по распространению опыта эксплуатации техники корабля. Его материал помогает молодым офицерам, старшинам и матросам осваивать боевую технику, особое внимание прививает воинам о правилах ее эксплуатации. В 1958 году, уволившись в запас, Александр Фомич, коммунист, продолжает прививать военным морякам любовь к технике.

Полковник в отставке, член ВНО,

секретарь секции (неразборчиво)

Стрижак, 11.03.1987.

Александр Фомич!

С живейшим интересом прочитал повесть о Вашей жизни. Мне особенно запомнились эпизоды, связанные:

– с героическими действиями личного состава крейсера «Червона Украина» при отражении атак фашистской авиации и борьбой за живучесть корабля 12 ноября 1941 года;

– творческим решением задач по предупреждению расплавления подшипников (опорных) на крейсере после ремонта в феврале 1941 г. и внедрении нитратно-фосфатного режима при эксплуатации котельных установок (после 1953 г.)

О судьбе рукописи. Наверное, ее не удастся издать в каком-то центральном издательстве, поэтому, может быть, попробовать прозондировать этот вопрос через Обком ВЛКСМ Ижевска (Устинова), издать ее там и, конечно, воспользоваться рекомендациями товарищей Самарина, Бочкарева, Тузова, Тараканова.

Пожелания:

– предпослать к повести эпиграф, взятый из стихотворения нашего известного актера и поэта Михаила Ножкина «Наша память как точка опоры, на которой и держится свет»;

– в начале более подробно рассказать о своих родителях (место работы, специальность, образование, материальное положение) и, по возможности, о своих дедушках и бабушках (это особенно нужно для ваших детей и внуков);

– более подробнее указать о своих сослуживцах — офицерах своей боевой части и других боевых частей (хотя бы фамилии, инициалы, звания);

– об одноклассниках по училищу, академии, их дальнейшие судьбы;

– какая была организация технической службы до войны, кто ее возглавлял;

– были ли сборы механиков до войны, как они проходили;

– как распространялось стахановское движение на флоте до войны, в чем оно выражалось (интересные рационализаторские предложения, борьба за сокращение нормативов и т. п.);

– о присвоении кораблям гвардейских званий;

– как проходили занятия по специальности до войны (метод, в группах) с учетом образованности личного состава, сравнить с послевоенным временем (еще и отношение личного состава к занятиям и тренировкам);

– жителей в Севастополе до войны было, конечно, больше 70 тыс. (необходимо уточнить);

– о недостатках, просчетах в конструкции кораблей и механизмов, их эксплуатации, обучении личного состава, подготовке офицерского состава (училище, академия, командирская подготовка на флоте), хотя кое-что об этом сказано, но желательно расширить по возможности;

– то место, где Вы пишете о том, что матросы, назначенные на пост наблюдателей за зенитом, любили эту вахту из-за того, что там можно было вздремнуть, надо исключить. Едва ли это было так, слишком ответственная вахта, чтобы можно было дремать;

– наверное, следует исключить из текста, заменив другими выражениями, все «красивые» или штампованные, газетные, громкие, высокопарные словосочетания, отдельные фразы, слова, например: «…с грустью на сердце и с тревогой во взоре провожали уходящие корабли», «беседы с личным составом» (лучше «встречи») и другие. В тексте их много («полыхала», «благоухала» и т. п.).

Бутров, 12 мая 1987 года.

-4
-5