Найти тему
REAL 360

Адекватность

Человек ничего не имеет кроме своей субъективной Реальности. Все то, что мы можем осознать, сначала должно попасть в наше сознание. И попадает оно туда по длинной цепочке механизмов восприятия, к тому же ещё и перегруженной разными фильтрами. И что самое главное, сознание не отражает, а моделирует (воображает) реальность. Вспомним опять же характерный пример с цветом, которого вообще нет в той окружающей действительности, включающей в себя лишь электромагнитное излучение разной длины волны. Вся наша цветная картинка, сформированная посредством визуального канала восприятия, это результат моделирования реальности. Ничего цветного в Реальности нет. А значит, фактически, мы всегда имеем лишь наше воображение о реальности. Спекуляции на эту тему приводят к солипсизму, который живет уже сотни лет, до сих пор имея своих последователей. Но спекуляции спекуляциями, а нам сейчас важно отметить факт тотальности нашего воображения, полностью определяющего наше восприятие и представление о мире. У нас нет ничего кроме нашего воображения.

Воображение бесконечно «в ширину», потому, что это воображение, и воображать можно все что угодно, скатываясь в фантазирование, которое, в отличие от нормального воображения, вообще не основано ни на какой входящей при восприятии информации. Мир сложный, человек вынужден фантазировать, чтобы познавать Реальность. Отсюда и масса всевозможной ерунды в интернете. Если раньше научное сообщество хоть как-то прижимало информационный поток, то теперь потоки интеллектуально-фантазийной ерунды захлестнули социум. Обычный человек просто не в состоянии разобраться в сваливающейся на него информации, на проработку которой и сотни лет не хватит.

И теперь мы подходим к очень важной мысли: в процессе познания Реальности имеет смысл только качество нашего воображения, которое называется адекватность.

Наиболее адекватно в нашем воображении моделируется перцепция - это наше самое адекватное воображение о реальности. Многие даже не могут поверить, что в окружающей нас действительности нет цвета. Но что если я скажу, что пространство и время тоже могут моделироваться лишь в нашем сознании? Мы никогда не узнаем, что там есть "на самом деле", мы можем только улучшать адекватность нашего воображения о Реальности в процессе познания.

Менее адекватно наше воображение, например, о понимании самого понимания, о психических процессах, о понимании других людей. Как пример неадекватного воображения можно привести ситуацию, когда человек в темном лесу вдруг видит какое-то чудовище, а потом оказывается, что это просто куст такой формы. И, тем не менее, это была не фантазия, а именно наше воображение, так как оно имело в своей основе конкретный объект восприятия.

Фантазия же - это такое воображение, которое вообще не основано на восприятии. Есть пустые фантазии, а есть такие, которые оказывают большое влияние на все человечество. Например, бог - это фантазия, которую нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Научные теории тоже являются фантазиями, а значит и у фантазий тоже есть понятие адекватности. Для материального мира адекватность теоретических фантазий определяется рамками научного подхода. В эзотерике многие ищут истинные Учения, ну или на худой конец правильные теории или полезные, а значит опять же правильные, практики. Но нужно хорошо понимать, что любые теории и практики являются не более чем воображением и фантазиями. В области эзотерики нет ничего правильного и неправильного, есть лишь разная степень адекватности нашего воображения о Реальности.

Сами принципы, ведущие к адекватности, нужно понимать адекватно. А это очень большая проблема, связанная с воображением и фантазированием обычных людей, являющихся рабами собственной картины мира. Так почему так мало людей, способных мыслить адекватно?

С одной стороны, адекватность в социуме не востребована. Все общество построено так, чтобы функционировать, не зависимо от степени адекватности составляющих его людей. Более того, масса социальных институтов поощряет неадекватные картины мира, так как такими людьми легче управлять. Да и самим таким людям легче жить, потому что человек слаб, подвержен соблазнам, отягощен мыслями о смерти, смысле жизни и прочим таковым, что легче всего решается в слабо адекватной картине мира через простые и понятные объяснялки и сказочки.

С другой стороны, даже люди с очень мало адекватной картиной мира, вполне способны не только полноценно функционировать в социуме, но даже заниматься проживанием через осознанность в области реальной эзотерики. Есть множество примеров, когда человек верит в бога или вообще во всякую ерунду, типа атлантов и инопланетян, но это не мешает ему жить относительно полноценной жизнью, проявляя то, что я назвал конгруэнтной или сущностной самореализацией. Трудности у таких людей начинаются тогда, когда они подходят к полноте проживания и постижению, но этой темы я более подробно коснусь в последней книге цикла о реальной эзотерике.

Адекватность картины мира человека определяется не только его деятельностью по познанию окружающей его действительности. Все это лишь следствие того, что заложено в человека с самого его детства, при развитии его чувства адекватности. Сейчас психологи обнаружили такую интересную штуку как примитивное чувство числа. Увидели они это как врожденную способность детей различать большие и малые группы предметов ещё до начала обучения их счету. Например, человек инстинктивно знает, что 16 небольших ягод больше, чем 5 больших апельсинов, просто взглянув на эти предметы без их подсчета. Примитивным это чувство назвали потому, что оно врожденное, а не культурно обусловленное. Фактически это даже и не чувство, просто не понятно, как это можно по-другому назвать. Ученые связали развитость этого чувства у младенцев с их способностью к математике при дальнейшем развитии, и дальше этого не пошли. Но примитивное чувство числа является всего лишь одним из проявлений врожденного чувства адекватности, которое проявляется не только через чувство числа, но и через чувство формы, чувство протяженности пространства, чувство выделения существенного признака, чувство алгоритма. Все эти примитивные чувства являются косвенными признаками существования ещё более глубокого и сложного врожденного чувства адекватности, которое составляет основу не только для мыслительных возможностей человека, но и для качества восприятия окружающей его действительности в целом. И, конечно же, оно влияет на степень адекватности формируемой в процессе жизни картины мира. Вот почему некоторым людям нужна вера в бога, даже если все его родители не верующие, а другие люди стремятся к свободе проживания и постижения себя даже среди верующего окружения. Но в целом, картина мира представляет из себя настолько глубокий уровень в нашей личности, что он даже не полностью доступен для нашей собственной рефлексии. В процессе своего формирования, картина мира перерастает самого человека, и он становится фактически рабом собственной картины мира. Нормальный человек может сравнительно легко менять свои суждения, при наличии аргументов и доказательств. Изменить мировоззрение и систему ценностей очень трудно, но это можно сделать человеку с развитым мышлением и самосознанием. Но изменить картину мира практически невозможно. Чтобы выбраться из этой ловушки, очень важно обращать внимание на развитие чувства адекватности, начиная с детского возраста.