Найти тему
Пинкод

Воспитание страхом...

Пока свежие мысли в голове, стоит написать. Имел сегодня возможность узнать взгляд на мотивацию, принимаемый и транслируемый тренером моего сына по единоборствам.

Пацан ходит в развивающий центр, обучающий детей гимнастике, единоборствам, пению, танцам, рисованию и нескольким прочим дисциплинам по выбору учеников и/или родителей.

Сегодня сын заявил, что не желает идти на тренировку. На вопрос почему, Я получил ответ, что нежелание связано с дискомфортом из-за необходимости садиться на шпагат и растягиваться. Следует сказать, что особой гибкостью он не обладает и никогда не обладал.
Добравшись до упомянутого заведения Я решил переговорить с тренером касательно более деликатного подхода к усаживанию на шпагат моего ребенка, дабы не отбить у него желание заниматься единоборствами вовсе. Реакция тренера поначалу озадачила, а потом Я понял, что взгляды на вопрос мотивации у него достаточно обыденные, свойственные к сожалению подавляющему большинству, несмотря на тонкий налет психологических терминов и попытки трактовать их без знания фундаментальных основ.

Тем не менее обо всем по порядку.

В ответ на мое опасение касательно отвращения ребенка от занятий, путем усаживания его на шпагат тренер сказал, что является основой его методики. Страх - страх перед чем-то дискомфортным, тем, что не получается, что надо преодолевать. "Послушайте" услышал Я, "когда человек боится, он способен на гораздо большее нежели в спокойном состоянии". "Представьте ситуацию в которой Вы спасаетесь от огромной собаки, в такой ситуации вы будете бежать быстрее, а препятствие в виде допустим рва или забора сможете преодолеть гораздо большего размера". Сюда же был приплетен такой термин как "Психосоматика" хотя к выбросу адреналина превращающего нас в супермена она никакого отношения не имеет.

Что же не так в подобном подходе!? Для начала то, что стресс вызываемый страхом как сильнейшим стресс фактором следует разделять на острый и хронический.

И если острый стресс действительно способен вызвать мгновенный выброс адреналина и придать сил в экстремальной ситуации, то хронический, статичный, повторяющийся стресс (страх в данном случае) способен привести лишь к выгоранию, утрате мотивации и интереса к процессу с ним связанному.

В том же в диалоге я услышал фразу касающуюся сына: "он не боится проиграть и это очень плохо..." и "боязнь проиграть подстегивает к победе", а так же "...он не думает о том как на него посмотрят...".

Вопрос: а почему он должен бояться проиграть? Потому, что он в таком случае не будет соответствовать чьей-то высокой оценке? Или потому, что он должен в таком случае посчитать себя хуже других? Или есть еще какие-то причины?

Следуя этой логике, оказывается, что к победе человека ведет страх поражения, а не желание победить. Ха-ха, оказывается Конор Макгрегор бросая новый вызов очередному сопернику трясется от страха в мыслях о поражении, а не предвкушает как надерет ему задницу.

И какая в конце-концов разница, как на нас посмотрит кто-либо, если мы занимаемся чем-то с удовольствием?

Ответы на эти вопросы как всегда лежат на поверхности. На сегодняшний день, страх, оценочность, зависимость от чужого мнения и боязнь потерпеть неудачу это понятия доминирующие в нашем обществе.

Дети сдают ЕГЭ со страхом провала, а не с мыслями о поступлении в ВУЗ, профессиональном успехе и счастливой карьере.

Мы заключаем браки боясь упустить «шанс» и не соответствовать общепринятым взглядам что к возрасту Х у нас должны быть муж/жена, пара детей, квартира, машина, дача и норковая шубка.

Мы «делаем» детей боясь потерять семейную гармонию и супруга.

Мы каждый день идем на проклинаемую нами работу боясь остаться без куска хлеба, а не для того что бы заниматься тем, что нам нравится.

С раннего детства наши родители попавшие когда-то в точно такую же ловушку и усвоившие подобное мировозрение как единственно верное активно формируют в нас паттерны страха накладывая ограничения и давая установки колоссально сужающие наши возможности. Хотя им-то конечно кажется наоборот. Они уверенны, что они оберегают и дают нам самое лучшее, забывая о том, что все это является самым лучшим лишь по их мнению.

Не лезь туда а-то упадешь, не бегай иначе можешь пораниться, оденься а-то замерзнешь, не шуми это не красиво, учись хорошо а-то учитель тебя отругает, не будешь учиться останешься дураком, не получишь профессию, не женишься и еще миллионы различных наущений.

А ведь чего стоит взглянуть на свои страхи через призму разума, обдумать, «что произойдет если я сегодня уволюсь с работы начнав заниматься тем, что мне по душе», «Умру ли я сразу после того как не сдам ЕГЭ или смогу пересдать его в следующем году», «Обязан ли я соответствовать чьим-то взглядам если они идут в разрез с моими устремлениями».

Задумавшись над своими поступками, отделив страхи, эмоции и навязанные стереотипы от здравого смысла мы сможем осознать многое, и прежде всего то, что оказываясь в «своей стихии» человек не испытывает дискомфорта, не пребывает в состоянии стресса, не требует дополнительной мотивации, и независимо от возраста самостоятельно идет к достижению желанного результата.

Именно это следует учитывать наблюдая и принимая участие в развитии личности ребенка, его устремлений и взглядов. Формирование в ребенке позитивного взгляда на его будущее, чуткость к его мировоззрению, предпочтениям и потребностям, отделенная от стереотипных суждений (даже собственных), должна стать мантрой для каждого родителя желающего видеть своих детей счастливыми.

Моему сыну сегодня 9 лет, он хорошо считает, с удовольствием играет в шахматы, изучает английский язык, жадно познает окружающий мир и мечтает стать разработчиком игр. Не смотря на то, что я не знаком с этой индустрией, не думаю, что умение садиться на шпагат высоко ценится в специалистах этого профиля. Хотя я прекрасно понимаю, что мировоззрение каждого ребенка, его предпочтения и взгляд на будущее претерпевают большие изменения, я не считаю необходимым настойчиво вкладывать в ребенка то, что не является для него ценным, а наоборот способно вызвать отторжение процесса который был желанным совсем недавно. И уж точно я против того, что бы мотивацией моего ребенка был страх перед чем угодно.

А каков Ваш взгляд на воспитание? Задумываетесь ли Вы о страхах которые прививаете своим детям?