Когда появились клавишные инструменты? И когда клавиши стали такими, как сейчас — двухъярусными и чёрно-белыми?..
На канале немало примеров того, как развитие музыки и музыкальных инструментов может быть похоже на биологическую эволюцию (есть статьи о вымерших инструментах и об инструментах-реликтах, об эволюции мотивов и напевов). История клавиш — ещё один такой пример.
Клавиши возникали дважды.
Изобрёл клавиши механик Ктесибий из Александрии Египетской, в III веке до нашей эры. Он построил первый орган — гидравлос — сразу с клавишами. Правда, у них не было обратного хода и отжимать клавиши приходилось вручную, но спустя какое-то время инструмент усовершенствовали.
На фото — реконструкция античного органа из Аквинкума (современный Будапешт). Третий век нашей эры, клавиши в наличии.
Когда пала Западная Римская Империя, на её территории настал форменный пост-ап. Органы исчезли. Они были слишком сложными устройствами.
(Представьте себе мир пост-апа. Он нам всем знаком по книгам и фильмам. Его обитатель ещё сможет сделать себе гитару из старого ящика и мотка проволоки. А вот фортепиано — уже нет.)
Органы сохранились в Византии и у арабов, к которым они попали из Византии. Спустя несколько веков они начали возвращаться в Западную Европу. Согласно хроникам, сам халиф Харун ар-Рашид отправил орган в подарок Карлу Великому. А византийский император Константин V подарил орган франкскому королю Пипину Короткому.
Но где-то на этом пути органные мастера умудрились потерять клавиши!
***
Витрувий (тот самый, автор "витрувианского человека") писал в первом веке до нашей эры про водяной орган:
В каждый канал включено по крану с железной ручкой ... Из каналов же выходят расположенные поперек отверстия. ... Между доской и каноном вставлены рейки ... они затыкают эти отверстия и называются плинтидами. Их выдвигание и вдвигание закрывает и открывает то одно, то другое отверстие. У этих реек есть железные пружины, прикрепленные к ним и соединенные с клавишами, прикосновение к которым вызывает движение реек без задержки.
Пружины и клавиши пропали, и у ранних средневековых органов остались только задвижки-плинтиды.
Физически настолько древние органы не сохранились, и увидеть органистов, которые играют с помощью задвижек, можно только на книжных миниатюрах.
Тексты говорят, что рычаги к задвижкам добавили в XI веке, но, как видим, изображения органов с задвижками значительно старше. Учитывая, насколько медленными были в то время путешествия, возможно, никакой ошибки тут нет. Просто новая (а точней, хорошо забытая старая) технология сильно задержалась в пути.
В четырнадцатом веке органы вновь рисуют с клавиатурами. Но это клавиатуры античного типа, однорядные.
Когда же клавиатура разошлась в два ряда?
Самая древняя уцелевшая клавиатура примитивного типа — это клавиатура органа из Норрланда в Швеции. Орган построили около 1370 года. Фактически от него сохранилась руина — нет ни труб, ни системы подачи воздуха. Но сохранилась клавиатура, а она-то и есть самое интересное.
Как видим, два регистра выделились, но ещё нет знакомого нам чередования чёрных клавиш 2-3-2-3. Да и сами клавиши одного цвета.
Если внимательно присмотреться, то на гобелене XV века "Дама с единорогом" можно найти признаки двухрядной клавиатуры. Чередования нет вообще, каждой клавише нижнего ряда соответствует клавиша верхнего. Теоретически такой вариант тоже мог быть, но всё же трудно судить по вытканному изображению.
Возможно, на идею выделить два ряда клавиш мастеров подтолкнуло именно расположение труб органа. Традиционно в них было не меньше двух рядов. (Хотя ещё Витрувий описывал органы с четырьмя рядами труб, а в раннее Средневековье были очень примитивные органы с одним рядом.)
В четырнадцатом же веке появляются "струнные органы" или "цитры с клавишами" — клавицитериумы.
Чуть позже появятся первые клавикорды.
Клавиши клавикордов уже разделены на два яруса, но раскрашены они могли быть довольно причудливо.
По легенде, клавиатуры с инвертированными цветами делали во Франции, потому что руки прекрасных француженок особенно изящно выглядели на чёрном фоне. Но играть было не очень удобно — трудно различить, где какая клавиша. И с развитием исполнительской техники закрепились клавиши в том виде, в котором мы знаем.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!