Найти тему
Павел Косенко

«СРЕДА». Три года спустя

Казалось бы, совсем недавно я писал пост «СРЕДА. Год спустя», и вот незаметно прошло еще два года. Что изменилось за это время? Этот пост я начну с тех же слов, что и в прошлый раз:

1 сентября 2015 года мы закрыли фотошколу и начали заниматься тем, что не имело коммерческого потенциала, но было нам самим интереснее всего — фотоплёнкой и авторскими книгами. Многие знакомые крутили пальцем у виска: «Плёнка? В 2015 году? Наверное у вас много лишних денег, которые вы хотите пустить на ветер». Нет, лишних денег у нас, к сожалению, не было. Но было глубокое внутреннее понимание — мы хотим делать то, что действительно любим. Поэтому мы не стали писать никаких бизнес-планов (которые, конечно же, потерпели бы полный крах), а просто с головой и огромным удовольствием погрузились в работу — стали издавать книги и продавать фотоплёнку.

Первые 2,5 года были убыточными. За это время лично я вложил в бизнес стоимость неплохой трехкомнатной квартиры в Москве (которой у меня нет и никогда не было). Я был абсолютно уверен в успехе, хотя эта уверенность не имела под собой никаких логических обоснований, более того — противоречила им. Несмотря на это, в этом году нам удалось преодолеть порог безубыточности. Более того, мы продолжаем развиваться теми же темпами, что и на старте, ежегодно удваивая обороты, активы и прибыль.

Три года — это приличной срок. За это время у нас поменялись интересы, квалификация, приоритеты и многое другое. Компания развивается весьма динамично и даже через полгода мы порой не узнаем сами себя. Сегодня я хочу показать вам несколько фотографий и рассказать о том, что представляет из себя «СРЕДА» сейчас, через 3 года после начала работы в новом формате, на «умирающем» рынке аналоговой фотографии.

Для начала немного статистики. На сегодня наша клиентская база насчитывает 20,000 клиентов, значительная часть которых пользуются нашими услугами постоянно. Ежемесячно нашими новыми клиентами становится 300 человек. Ежедневно наш магазин на ул. Вавилова посещает 150 человек. Ежемесячно мы продаем 6300 роликов пленки, проявляем и сканируем 4300 роликов пленки. Эти показатели увеличиваются в среднем на +7% ежемесячно.

Основные наши направления сегодня:

1. Магазин фотопленки и аналоговых товаров для современных фотографов
2. Онлайн-магазин с доставкой по всему миру
3. Пленочная фотолаборатория
4. Даркрум
5. Багетная мастерская
6. Кафе
7. Фотогалерея
8. Клуб пленочной фотографии

Теперь обо всем этом чуть подробнее, с фотографиями и буквами.

1. Магазин фотопленки и других товаров для пленочных фотографов

-2

Сегодня в нашем магазине представлено более 1200 позиций. Двигатель нашей торговли — фотоплёнки. Мы работаем в официальном партнёрстве с Kodak, Kodak Alaris, Fujifilm, Adox, Agpfaphoto, Foma, Bergger и другими брендами. Сами импортируем плёнку, занимаемся её таможенным оформлением.

В этом году нам пришлось построить новый прохладный склад для хранения фотоплёнок, потому что предыдущие складские возможности уже не выдерживали объема продаж. Запасы по ключевым пленкам составляют 3-4 тыс. роликов (по каждой позиции). Мы постоянно наращиваем складские запасы, чтобы минимизировать постоянный дефицит плёнок. Спрос на сегодня чуть-чуть превышает наши возможности по его удовлетворению, поэтому не все позиции всегда есть в наличии, но мы постоянно работаем над этим. Увеличение складских запасов — одна из ключевых наших задач на сегодняшний день.

-6

В часы пик на кассе и приёмке у нас работает одновременно 3 менеджера-продавца. Также, для того, чтобы справиться с потоком покупателей, с этого месяца мы расширили график работы — теперь мы работаем с 9:00 до 21:00, без перерывов, выходных и праздничных дней.

-8

Кроме фотопленок мы продаем химию, фотобумагу, лабораторное оборудование, пленочные камеры, полароиды, книги и многое другое.

-9

2. Онлайн магазин

Мы продаем товары не только в нашем офисе, но и в интернете. Ключевая особенность нашего сайта в том, что он отображает наличие товаров на складе в режиме реального времени. И, соответственно, в режиме реального времени покупатели покупают или бронируют эти самые товары. Не надо звонить и спрашивать, есть ли в наличии тот или иной товар. На сайте вы всегда видите актуальную информацию, соответствующую действительности.

Хотя, надо признаться, когда клиенты делают у нас первый заказ, они все равно предпочитают сначала позвонить нам. Это связано с тем, что большинство интернет-магазинов в России на самом деле таковыми не являются, т.к. не связаны с реальным складским учётом. Люди привыкли, что после заказа им звонят и говорят «товара нет в наличии». Однако, это не наш случай, и клиенты быстро в этом убеждаются.

-11

Нашим интернет-магазином постоянно пользуются не только москвичи, но и жители других городов и стран. Мы ежедневно отправляем посылки во все крупные (и не только крупные) города России, а также на Украину, в Испанию, Чехию, Японию и другие страны. Доезжали наши товары даже до таких отдаленных уголков планеты, как Чили или острова Кабо-Верде.

Политика низких цен, увеличивающихся складских запасов и их онлайн-отображении напрямую отражается на результатах продаж:

3. Пленочная фотолаборатория

В наше время успешный магазин фотоплёнки не может быть оторван от фотолаборатории по её проявке/сканированию, ровно как и наоборот. Понимая это, мы с самого начала начали оказывать услуги по обработке плёнки, постоянно расширяем и развиваем нашу лабораторию.

-13

В настоящий момент у нас работает 8 лаборантов. Вот уже полгода, как лаборатория работает в две смены — первая с 8:00 до 16:00, вторая с 16:00 до 24:00. Каждую смену работает 3 лаборанта одновременно.

Мы проявляем фотопленки по всем основным процессам. Основной объем проявки это цветные негативные пленки (C-41). Для их проявки у нас есть специальная проходная машина AGFA, способная проявлять порядка 200 роликов пленки в смену (400 роликов в сутки). Кроме этого, недавно мы приобрели вторую такую машину, т.к. с нашим объемом работать без резервного оборудования рисковано для бизнеса.

На участке сканирования мы используем 9 сканеров. Большая часть сканеров продублирована. Наши основные сканеры — Pakon F235, Fuji Frontier SP-3000, Nikon 5000, Nikon 9000.

Ежедневно мы проявляем и сканируем в среднем 120 роликов пленки. В моменты пиковых загрузок (например, после майских праздников) — до 400 роликов в сутки.

Так как объем проявки и сканирования постоянно увеличивается, следующие шаги по развитию — покупка высокоскоростного сканера Noritsu, расширение и оптимизация мокрых процессов на участке проявки, добавление новых сушильных камер и добавление третьей (ночной) смены лаборантов. Это позволит нам уверенно выдержать 3-4 кратное увеличение объемов.

Неожиданной сложностью для нас встал вопрос хранения незабираемых после сканирования пленок. Таких пленок так много, что наша приемка и склады буквально тонут в них. Поэтому мы храним клиентские пленки 1 месяц, после чего вынуждены их утилизировать (всех клиентов предупреждаем об этом и просим подписать соответствующий бланк заказа). Даже сам процесс утилизации — это многочасовая ежедневная процедура, требующая ресурсов менеджеров.

Самая главная наша задача — исполнение стандартных заказов в течение 1-2 суток. Мы уже несколько месяцев работаем в этом режиме и надеемся сохранять короткие сроки исполнения заказов и далее.

Наш график проявки фотоплёнок:

-15

4. Даркрум

-16

Прямая оптическая печать фотографий напрямую с негативов — процесс ручной. За рабочую смену опытный печатник может напечатать 10-15 (редко 20) фотографий. Поэтому даже несмотря на относительно высокую (относительно обычной цифровой) стоимость такой печати, мы никогда не ожидали от этого участка больших финансовых результатов.

Однако, несмотря ни на что, очередь печати у нас обычно расписана на 1 месяц вперед. Заказов на ручную печать так много, что с сентября к нам на работу выходит второй печатник. Оба — опытные лаборанты с 30-летним стажем, проработавшие большую часть времени в лаборатории Фото ИТАР-ТАСС.

5. Багетная мастерская

-17

Наша багетная мастерская специализируется на оформление фотографий в бескислотные материалы согласно требованиям Торговой Гильдии Изобразительных Искусств
 (FATG, London). Именно такое оформление используется в музеях, галереях, для частных коллекций и т.д., когда важно обеспечить сохранность произведения искусства в течение как можно более длительного времени.

Вопреки бытующему мнению, такое оформление стоит не намного дороже станадртного. В среднем всего лишь на 30%. А вот качество оформления отличается в разы — и по консервационным свойствам, и по эстетическим.

-18

Мы используем только итальянский бескислотный картон и избранные виды качественного багета. Оформляем фотографии необратимым (с помощью термопресса) и обратимым (с помощью музейных монтажных уголков) способами. Подробнее о нашей багетной мастерской можно узнать, например, в этом видео.

-19

6. Кафе

-20

Пожалуй, кофейня — это один из наших самых рискованных проектов. В январе этого года мы расширили площади нашего магазина в 2 раза, и на второй половине открыли настоящее полноценное кафе с едой и напитками.

Вдохновленный этой идеей, я лично сделал 3D дизайн-проект нового пространства. Это был мой первый серьезный опыт планирования и обустройства. Изначальный бюджет на открытие кофейни в результате был превышен в 4 раза, но мы решили идти до конца и сделать всё удобно и красиво, без компромиссов.

Несколько месяцев мы консультировались с коллегами, владеющими кофейнями. Затем наш управляющий прошел дорогостоящее обучение делу бариста. Мы тщательно выбирали поставщиков, обжарщиков кофе и сорта, составляли наше собственное меню. Этот процесс продолжается и по сей день, потому что нет предела совершенству. Но уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что у нас один из самых вкусных кофе в Москве.

-21

Кроме кофе, мы делаем другие авторские напитки и чаи. Например, у нас единственное место в России, где можно отведать настоящий бедуинский чай, ингредиенты для которого мы поставляем напрямую с Синайского полуострова.

Почему кофейня — рискованный проект? Потому что для кофейни нужен большой трафик. Наш магазин находится не на проходной улице и не в торговом центре. Люди к нам едут специально, и их пока намного меньше, чем нужно для коммерчески успешной кофейни. Однако, именно для наших любимых клиентов мы и сделали уютное пространство, где можно спокойно посидеть, выпить кофе, пообщаться на фотографические темы. И, самое приятное и удивительное, что клиенты оценили это, т.к. кофейня к сегодняшнему дню уже перестала быть убыточной. Еще несколько месяцев, и она начнет приносить прибыль.

7. Фотогалерея

-22

Положа руку на сердце, фотогалерея — громкое название для нашего выставочного пространства перед входом в магазин. Однако за три года нам удалось значительно его облагородить, в первую очередь установить галерейный свет и систему галерейных подвесов. За это время мы провели 13 персональных и групповых выставок аналоговой фотографии, на открытие некоторых к нам приезжали представители СМИ и телевидения. Некоторые экспонируемые работы были приобретены в частные коллекции. Поэтому мы решили, что это дает нам право дать выставочному направлению гордое галерейное название. В будущем, надеюсь, это направление также будет развиваться.

-23

8. Клуб пленочной фотографии

-24

Идея фотоклуба нас не оставляет с первого дня открытия «СРЕДЫ» три года назад. За это время формат претерпел множество изменений. Мы проводили кинопоказы, групповые выезды на пленер, портфоли-ревю, курсы известных фотографов и даже дискутабельные психологические тренинги. Продолжаем экспериментировать мы и по сей день, но некоторые мероприятия вошли в нашу программу на постоянной основе.

-25

В первую очередь это практические воркшопы по аналоговой фотографии — проявка, печать, сканирование, цианотипия, амбротипия, пинхол и многое другое. Два раза в год мы проводим Недели пленочной фотографии, когда такие мероприятия проходят ежедневно, а в выходные сразу по два. Недели пленочной фотографии собирают много энтузиастов, современных молодых фотографов, многие специально приезжают для участия из других городов и стран.

-26

Кроме этого, мы постоянно проводим творческие встречи с известными фотографами, презентации новых книг и проектов, лекции и мастер-классы.

Команда

В заключение скажу пару слов о нашей команде. На самом деле, о каждом человеке можно и нужно рассказывать отдельную историю — чем он занимается, какие у него творческие интересы, как и почему попал в СРЕДУ. Это очень интересно, и я надеюсь, в обозримом будущем мы сделаем серию публикаций на эту тему.

Пока лишь скажу, что в настоящий момент у нас работает 25 человек, и все они попали к нам не случайно.

-30

Вот такой получился срез «СРЕДА-2018». Как минимум, его уже можно сравнить со срезом «СРЕДА-2016». И, я надеюсь, в будущем можно будет сравнить с новыми срезами. Да здравствует «СРЕДА-бесконечность» :)

Что ж, спасибо, что дочитали до конца! Если вам небезразлична пленка и то, что происходит в области аналоговой фотографии, а также собственно сама творческая фотография — добро пожаловать!

http://shop.sreda.phot