26 мая по улицам Санкт-Петербурга прошёл уже четвёртый по счёту парад ретро-транспорта, организованный СПб ГУП "Пассажиравтотранс" совместно со Смольным, СПб ГУП "Горэлектротранс" и компанией RetroBus.
Парад традиционно приурочен ко Дню Города, а в этом году также включён в программу международного экономического форума, что обеспечило визиты высоких гостей.
В этом году число участников превысило отметку в 250 единиц техники - как автобусов, троллейбусов, трамваев и грузовиков, так и легковых автомобилей. О самой интересной - технике на больших колёсах - я и расскажу в этом, наиболее полном обзоре.
Двигаться по исторической реке мы будем от эпохи к эпохе, разделяя годы на своего рода исторические слои - так будет проще поглощать материал (=
Довоенная техника
Парадные колонны традиционно возглавляет техника, выпущенная до Великой отечественной войны.
Прадед маршрутной ГАЗели - автобус на базе "полуторки" ГАЗ-0330, воссозданный на оригинальном шасси, по заводской документации и на основе остатков оригинальных кузовов петербургской мастерской Retrotruck для коллекции "Ленрезерв".
Также мастерская RetroTruck, совместно с коллекцией "Ленрезерв", представили на параде предка более крупных советских автобусов - ЗИС-8, также воссозданный на основе оригинального шасси, заводских чертежей и останков оригинальных кузовов.
Ещё один экспонат, представленный мастерской Retrotruck - эта реплика трёхосного автомобиля ЗИС-6. Когда полный привод был больше, чем роскошью, машины повышенной проходимости получали лишь дополнительную, третью ось.
Жемчужина коллекции петербургского музея городского электрического транспорта - довоенный троллейбус ЯТБ-1, выпущенный Ярославским автомобильным заводом. Прежде, чем его в виде дачного сарая нашли музейные энтузиасты, считалось, что все довоенные троллейбусы советского производства утрачены.
Компанию ЯТБ-1 должен был составить его собрат, ЯТБ-2, который сейчас восстанавливается музеем - но его публичную премьеру перенесли на потом.
Это был не Татарин, а молодой. Всё классно сделал. Профессионал. Чечен кони двинул, а этот ушёл. Сел на трамвай, жёлтый, и ушёл (ц) Брат
Знакомая цитата? Похожий грузовой трамвай, но предыдущего поколения, ГМ, снимался в "Брате". А здесь - "усиленный" ГМу (Грузовой Моторный) 1940 года с прицепными платформами Г-10, выпущенными ещё в 20-е годы
Движение таких грузовых трамваев, которые обслуживали в первую очередь промпредприятия, не имевшие своей железнодорожной ветки, в Санкт-Петербурге было свёрнуто лишь 20 лет назад - в 1998 году.
К-1 1927 года постройки - старейший ходовой трамвай в Санкт-Петербурге. По прямому назначению этот передвижной кран на базе трамвая работал вплоть до 2012 года - 85 лет (!)
За долгие годы службы он, конечно, многократно перестраивался - менялись и установка, и кабина водителя, но это не отменяет невероятности его возраста.
Трамвайный поезд МС-4 (Моторный Стальной, 4 модификация) и МСП (Моторный Стальной Прицепной) выпускался заводом «Красный Путиловец» (ныне Кировский завод). Впервые в отечественном трамваестроении на МС применялся стальной кузов с несущей рамой и боковыми стенками. Выпуск МС шёл до 1933 года, а эксплуатация в Ленинграде завершилась в 1968 году
«Американка» - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 (Ленинградский моторный, образца 1933 года) и ЛП-33 (Ленинградский прицепной). Своё прозвище этот трамвай получил вслед за прообразом – трамвайными вагонами американской фирмы Peter Witt, которые стали образцом для ленинградских инженеров. Первоначально они так и назывались – МА и ПА, то есть «Моторный американского типа» и «Прицепной американского типа». Такие вагоны эксплуатировались в Ленинграде дольше любых других – 45 лет!
Послевоенная техника: 40-е и 50-е годы
ЗИС-127 - один из самых заметных участников парада, и несомненно, главная его звезда. Эстонский экземпляр 1956 года постройки на сегодня - единственный живой и здравствующий представитель модели, выпущенной тиражом меньше 900 экземпляров. Две таких машины есть и в Москве: одна восстанавливается на "легковом производстве" ЗИЛа, получившем независимость - а другая уже 16 лет, как разлагается в запасниках "музея "Мосгортранса"
Троллейбус МТБ-82Д - детище Тушинского машиностроительного завода. Его обозначение следует читать как "Московский троллейбус завода №82" - тушинский завод был военным "почтовым ящиком", выпускавшим помимо троллейбусов и трамваев оборонную продукцию для авиации. Позже именно с МТБ-82 началась история троллейбусного завода в Энгельсе, что в Саратовской области.
Этот экземпляр раннего выпуска в 1967 году был списан и продан как металлолом, после чего оказался сараем на берегу Ладожского озера. В 2004 году троллейбус был найден музейными энтузиастами, а с 2006 по 2008й машина восстанавливалась и ставилась на ход.
ЗИС-154 - автобус, обогнавший своё время, что и стало его главной бедой. Эти машины оснащались дизель-электрической силовой установкой, подобной современным гибридам: компактный дизель (4,6 литра) вращает электрогенератор, который вырабатывает электричество для приведения машины в движение. По кузову ЗИС-154 широко унифицирован с троллейбусом МТБ-82 и трамвайным вагоном МТВ-82, выпускавшимися Тушинским машиностроительным заводом.
Инновационная дизель-электрическая конструкция оказалась крайне проблемной и ненадёжной, поэтому последние ЗИС-154 были выпущены с бензиновыми моторами от ЗИС-110, а модель вскоре сменилась...
...на более простой и надёжный ЗИС-155: он оснащён обычным бензиновым мотором и механической коробкой передач, позаимствованными у грузовика ЗИС-150. Двигатель, в отличие от 154, разместили не в заднем свесе, а спереди, справа от водителя.
Этот автобус 1957 года постройки чудом сохранился в Ставрополе. Бывшую звукоусилительную станцию после списания в 1990 году выкупил Юрий Мальцев - водитель, прежде работавший на ней. Он 27 лет поддерживал автобус в ходовом состоянии и хранил на садовом участке - а в сентябре 2017 года передал старого друга в надёжные руки - в Петербургский музей автобусов "Пассажиравтотранса"
Трамвайный поезд из "Слонов" - вагонов ЛМ-49 и ЛП-49 (Ленинградский моторный, Ленинградский прицепной образца 1949 года). Они выпускались ленинградским ВАРЗ-1 с 1949 по 1960 и 1968 год соответственно.
За характерный окрас с использованием цвета слоновой кости эти вагоны были прозваны «Слонами». Прицепные вагоны ЛП-49 использовались в поездах с более новыми ЛМ-68 и даже ЛМ-68М – такие составы называли «Динозаврами»
Опутанный гирляндами "Стиляга" ЛМ-57 - один из красивейших трамваев в истории Ленинграда.
ЛМ-57 выпускался заводом ВАРЗ-1 с 1957 по 1969 год. Впервые в Ленинграде сиденья трамвая были выполнены мягкими, а в тележках использовались подрезиненные колёса, которые сделали вагон менее шумным и более скоростным.
Пожарный ГАЗ-69 с установкой ПМГ-20.
Единственный в СССР пожарный автомобиль такого класса служил для доставки пожарной команды с оборудованием к месту пожара, а также для быстрой подачи воды и пены, для чего автомобиль был оснащён центробежным пожарным насосом, размещённым в корме.
60-е и 70-е годы
"Упрощённая" автоцистерна АЦУ-20 (51А)-60А на шасси ГАЗ-51А. Такие цистерны выпускались Варгашинским заводом. АЦУ не имели дополнительной кабины боевого расчёта, а надстройка на них была максимально упрощена.
Пожарная лестница АЛГ-17(51) ЛЧ на шасси ГАЗ-51А – детище бурного жилищного строительства хрущёвских времён. Такая 17-ти метровая автолестница предназначена в первую очередь для тушения пожаров в пятиэтажных домах, получивших в те годы широчайшее распространение.
Представитель давно вымершей и забытой марки - Fargo D500 1965 года постройки. Этот бренд принадлежал корпорации Chrysler, которая выпускала и продавала под маркой Fargo мало- и среднетоннажные грузовиики Dodge на ряде рынков.
Эта машина, с установкой очевидно скандинавского происхождения, ранее работала в Карелии.
ЗИЛ-164 - прямой предшественник легендарного "130-го". Эта машина много лет простояла на садовом участке под Ломоносовым, что совсем рядом с Санкт-Петербургом. Теперь же он - экспонат музея городского электрического транспорта.
История марки RAF начиналась вовсе не с микроавтобусов, а с вот таких машин на шасси ГАЗ-51. Этот РАФ-976 был принят в дар для музея на исторической родине, в Латвии, из коллекции известного автогонщика и бизнесмена Андриса Дамбиса. Восстановлением РАФа (а если точнее, то его воссозданием) занимался Автобусный парк №6 "Пассажиравтотранса".
Декоративными элементами раннего выпуска с этим РАФом "поделился" не подлежавший восстановлению кузов РАФ-251, найденный на садовом участке под Токсово.
Более привычный нашему взору РАФ - модели 977ДМ, последней модификации перед запуском завода в Елгаве, одновременно с переходом на модель 2203. Эта машина позднего выпуска (1975) была реэкспортирована из Сирии, долго прожила в Подмосковье, а после восстановления в Петербурге радует своего нынешнего хозяина.
Троллейбус ЗИУ-5Г служил складом-сараем для запчастей на автобазе по соседству с ленинградским Троллейбусным парком №1. Музейные энтузиасты выявили её ещё в 1990 году – тогда этот вагон стал первым троллейбусом в музее, однако до его восстановления дело дошло только через 13 лет. В 2005 году ЗИУ впервые выехал в город своим ходом – уже в качестве музейного экспоната.
Один из ярчайших участников парада, прибывший из Эстонии - автобус Setra S6.
"Зетра" 1962 года выпуска куплена в Германии уже восстановленной. Маленький автобус с шестирядной планировкой салона (это закодировано в обозначении S6) по габаритам сравним с современным Mercedes-Benz Sprinter. В силу отсутствия места для багажа - "подпольный" багажник вместит разве что ящик с напитками - на крыше "Зетры" сооружён багажник для чемоданов и другого пассажирского скарба.
Вместе с "Зетрой" S6 на парад из Эстонии прибыла и машина следующего поколения, Setra S80. Эта модель с восьмирядной планировкой (отсюда и обозначение S80) относится к так называемой "сотой" серии - S80 была самой компактной моделью в этой линейке.
Эта машина в первой жизни работала в Дании, откуда и была выкуплена эстонскими реставраторами как исходник для последующих работ. Она прошла уже два цикла реставрации с разной глубиной погружения.
Бывший медицинский спецавтомобиль на базе Skoda 706RTO был куплен в посёлке Каракулька Троицкого района Челябинской области. Простоявшая до этого больше десяти лет, машина своим ходом дошла до города Слободского, что на Вятке - а оттуда, после ремонта, "Шкода" доехала до Санкт-Петербурга.
Интересно, что внушительный как размером, так и звуковым фоном дизельный двигатель этой "Шкоды" применялся не только на автомобильной технике, но и на речных судах.
Трое из ларца, одинаковых с лица - два эстонских и один петербургский Ikarus-55
Ikarus-55.14 Lux, выпущенный для СССР, поступил в Эстонию после работы где-то в РСФСР, или, проще говоря, в России...
...А этот Ikarus-55.52 построен для Германии, а точнее - её восточной половины, ГДР. От "советского" собрата такая "сигара" отличается остеклёнными скатами крыши, трафаретником над лобовыми стёклами заместо прожектора, а также планировкой салона.
Прежде этот "Икарус" принадлежал фабрике VEB Carl Zeiss Jena, а в эстонскую коллекцию он попал из финского частного собрания.
Третья "Сигара" принадлежит "Пассажиравтотрансу". После списания, в 1978 году её отправили на базу отдыха в Выборгском районе, где она в виде сарая успешно дожила до "нулевых". К очередному юбилею петербургского автобуса кто-то, чьё имя смылось пеной истории, вернул машину в парк и организовал её восстановление - точнее, грубый парковский ремонт. После про машину благополучно забыли, и лишь через семь лет за неё взялась новая музейная команда. Результат двух лет их ударной работы - перед вами.
Эту Scania-Vabis L36 1962 года хранит у себя петербургский дилер "Скании" - компания "Петроскан". "Скания" - традиционный участник парадов транспорта, проходящих в Петербурге ежегодно.
Финская делегация из общества любителей старых автобусов Suomen Linja-autohistoriallinen Seura, или SLHS – пребывает на параде в Санкт-Петербурге уже в третий раз. На сей раз северные соседи представили автобус Wiima M300 на среднемоторном шасси Volvo B58-60, работавший в коммуне Paavola, у перевозчика Karhun Liikenne Oyдо 2001 года. Уже 17 лет, как эта машина – музейный автобус.
Эта машина, выглядящая как "Мерседес", таковой является не полностью: её кузов построен норвежским ателье VBK, причём в комбинации с шасси Mercedes-Benz - в единственном экземпляре. VBK M41 на шасси Mercedes O302, принадлежащая школе №616 "Динамика", уже более двадцати лет работает под опекой своего водителя, Александра Мамаева.
Привет из ранних семидесятых - троллейбус ЗИУ-682Б раннего выпуска, воссозданный на основе экспортного ЗИУ-682УА для Аргентины. ЗИУ-682 ранней генерации восстановлен в соответствии с вагоном самых ранних выпусков: с «лодочными» фонарями, угловатыми арками и пониженным полом на задней площадке.
Ещё один шедевр петербургского трамвая - это ЛМ-68, прозванный за авангардные формы и большую площадь остекления "Аквариумом". Главной его особенностью стало появление возможности работы по системе многих единиц – когда два трамвая не просто сцеплены в поезд, но и являются моторными. На этом вагоне испытывалась новая тиристорно-импульсная система управления, что позволило ему проработать до 1993 года – на пять лет дольше других ЛМ-68
Самые любопытные машины «троллейбусной» части парада – несомненно, троллейкары КТГ, работающие как на электричестве, так и на бензине. Эти машины, в первую очередь грузовые, для нужд троллейбусных хозяйств выпускал Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ).
Бежево-голубой троллейкар КТГ-1 служил специализированной лабораторией для контроля состояния контактного провода. Из-за специфики оборудования он лишился возможности езды на электричестве – токоприёмники служили только для подключения оборудования лаборатории к троллейбусной КС.
80-е годы
В свою очередь, жёлто-красный КТГ-1, или ТС-56 выполнен в виде вышки для ремонта контактной сети троллейбуса. Из грузового троллейкара в вышку его перестраивали с 1998 по 2001 год, но в эксплуатацию так и не запустили, и после нескольких лет хранения уникальную машину передали в музей.
Завершая тему троллейбусно-трамвайной спецтехники, следует отметить и более традиционную "вышку" для ремонта контактного провода - АТ-76 на шасси ЗИЛ-431410. Такие надстройки выпускались в Ленинграде. Конкретная машина была последней действующей вышкой этого типа в системе "Горэлектротранса"
Когда-то давно этот "Колун", или "Трумэн" ЗИЛ-157КД достался своему хозяину от "Кировского завода" в счёт долгов по зарплате. Такие были времена.
Тем удивительнее, что ЗИЛ стал не просто «рабочей лошадкой», но и замечательным ретро-экспонатом, сохранившим глянцевый вид – и даже чёрные госномера.
Балластный тягач на базе позднего "лобастого" МАЗа - совсем не ретро-экспонат. Его отвлекли непосредственно с места работы - из Автобусного парка №6, где он работает буксиром для неисправных автобусов, требующих ремонта, по ремзоне и территории парка.
В запасниках музея "Пассажиравтотранса" хранится ещё двое "лобастых" раннего выпуска, один из них планируется к восстановлению.
Robur LO3000 – автобус производства ГДР с бензиновым двигателем воздушного охлаждения. В ГДР эта машина обслуживала «пионерский лагерь», а после объединения Германий, когда такие машины стали невостребованы на родине, она была продана в Россию. Машина была приобретена судоремонтным заводом в Мурманске, где служила развозкой. После добрых десяти лет простоя в боксе машину собрались было списать, но ей повезло – автобус вовремя нашли энтузиасты из RetroBus, которые выкупили его, доставили в Санкт-Петербург и восстановили.
"Колобок" ПАЗ-672М - советский конкурент "Робура". Когда-то давно он работал в Свердловской области, после - несколько лет возил ретро-экскурсии по Тюмени и Санкт-Петербургу. Теперь машина обитает на базе отдыха в Выборгском районе Ленобласти.
Роскошный красно-белый Ikarus-255.70 работал в Тартусском автобусном парке. Ikarus-255 – это сочетание «модульного» кузова нового поколения с рессорным шасси автобусов семейства Ikarus-55. На прежнем месте работы автобус был сохранён благодаря полностью оригинальной комплектации, несмотря на «уставший» кузов, потребовавший ремонтных работ.
Ранний ЛАЗ-699Р, сохранённый в Учебном комбинате «Пассажиравтотранса». В прошлом этот ЛАЗ работал на служебных развозках в Ленинграде, а уже в «нулевые» достался сначала в частные руки водителя, а потом – был продан в автошколу, откуда и перешёл в инвентарь ГУПа. Предположительный, но не подтверждённый год выпуска этого образца - 1983-й.
MAN SL200 из музея «Пассажиравтотранса» - последний автобус этого типа, работавший на маршрутах Санкт-Петербурга до 2010 года. Крупная партия б/у автобусов из Германии, к которой относится и этот MAN, была поставлена «Пассажиравтотрансу» фирмой Alga на рубеже нулевых.
В своей первой, немецкой жизни представленная на параде машина работала в немецком городе Мёнхенгладбах, земля Северный Рейн – Вестфалия.
Из Великого Новгорода прибыл традиционный участник – Ikarus-263.01, выпущенный для Германии. Уже в России он получил дополнительную дверь в базе и «городской» салон - всё ради работы на маршруте в Тамбове.
Одним из ярчайших экспонатов парада стал этот самодельный "мини-Икарус" АКХ-60. Эту машину в середине восьмидесятых годов собственноручно построил ветеран нальчикской автоколонны 1438 Качазум Хачатурович Алхазов, мечтая о собственном «Икарусе» - уж очень они ему полюбились за 30 лет работы за рулём.
«Обрубок» техпомощи на основе Ikarus-280.33 когда-то был обычной пассажирской «гармошкой» в 1-м автобусном парке Ленинграда. После того, как у неё "отпал" хвост, она стала техпомощью и буксиром в Колпинском автобусном парке.
В 2015 году автобус передали Петербургскому музею автобусов. После восстановления он – не просто музейный экспонат, но и спецавтомобиль техпомощи, подготовленный как для буксировок неисправных машин по парку, так и для дальних музейных экспедиций.
Впервые эстонская делегация привезла в Санкт-Петербург свой Ikarus-260. Эта машина была сохранена в Таллинском автобусном парке после вывода этой модели из эксплуатации. Автобус даже сохранил оригинальные эстонские госномера 036 ТАК – специальной серии, выделенной для Таллинского АП.
Его собрат, Ikarus-260.37 из Петербурга, был последним действовавшим на линии автобусом этой серии в городе. Всё благодаря стараниям водителя-фаната, который упорно не хотел получать новую машину, и обхаживал старую. Его старания не прошли даром: теперь его бывшая машина - музейный экспонат!
ЛиАЗ-677М, работающий в частной компании RetroBus, когда-то служил метрологической лабораторией в аэропорту «Пулково». Машину с минимальным пробегом, но размороженным двигателем, восстанавливали несколько лет, и теперь она – флагман знаменитой петербургской коллекции, и один из лучших образцов 677, дошедших до наших дней.
Недавним приобретением музея, засветившимся на параде ещё и в качестве штаба мероприятия, стал этот автомобиль по прозвищу "Телеящик". ЛиАЗ-5932 ПТС-ЦТ "Магнолия-80" предназначен для проведения внестудийных телетрансляций - со спортивных соревнований, концертов, митингов и других массовых мероприятий.
В арсенале "Магнолии" - четыре кинокамеры, усиленная крыша, где могут размещаться телеоператоры, кабинеты режиссёра и звукорежиссёра, утеплённый кузов с мощной установкой для кондиционирования, внешний ввод электричества, и главное - оборудование, позволяющее передавать картинку сразу с четырёх камер в телецентр, а также вести прямые эфиры непосредственно через оборудование "Магнолии".
Всего выпущено 173 специальных телевизионных "ЛиАЗов". В качестве музейного экспоната эта машина - первая не только в России, но и в мире.
"Наташка" ЛАЗ-695Н в первой жизни служила в КГБ - машина 1987 года постройки первоначально была служебной развозкой управления КГБ по Ленинграду. После списания машину выкупили в коллекцию петербургского Музея городского электрического транспорта, где восстановили в первозданный вид.
Завершает тему "восьмидесятников" эта Tatra T815 - полноприводный самосвал на хребтовой раме. Эта машина принадлежит организации, сдающей подобные самосвалы в аренду на стройки - что не мешает показывать их и на ретро-мероприятиях.
90-е годы
Привет из голодных девяностых - ЛиАЗ-677М, выпущенный не заводом в Ликино-Дулёво, а собранный из "запчастей" в Колпинском автобусном парке. Там же эта машина и проработала до 2006 года, когда последние "Луноходы" вывели из эксплуатации, а эту машину - сохранили как музейную.
Другой ЛАЗ-695Н, работающий в RetroBus, был выпущен уже в независимой Украине, в 1995 году. Автобус с непростой судьбой: когда-то он был служебной развозкой в Нижнем Новгороде, и даже успел поработать на коммерческом маршруте там же.
Уже в новых руках машина по разным причинам пережила несколько капитальных ремонтов на Борском АРЗ, но несмотря на все траты она остаётся любимой игрушкой своего владельца, на которую он не жалеет ни сил, ни средств.
Ещё один ЛАЗ-699Р относится уже к позднему, постсоветскому выпуску модели. Эта машина приобретена для Петербургского музея автобусов в Ижевске, где она обслуживала развозки завода железобетонных изделий.
Автобус с честью выдержал перегон длиной в две тысячи километров, и теперь служит музейным экспонатом.
Экзотический зверь - "овцебык" или "дракон" ЛАЗ-42021 с дизельным двигателем КАМАЗ. В первой жизни автобус работал развозкой фабрики «Ставропольмебель», а после – десять лет «большой маршруткой» на городском маршруте №10 в Ставрополе.
При восстановлении машина получила ливрею предсерийного ЛАЗ-42021, демонстрировавшегося в Москве, на ВДНХ, на выставке "Автопром-84". Уже три года этот ЛАЗ – экспонат Петербургского музея автобусов «Пассажиравтотранса».
Уже во второй раз парад посещает Ikarus-260.50 из Волгограда, который прибывает на парад своим ходом. Когда-то давно эта машина была развозкой предприятия «Тольяттикаучук», а ныне – заботливо восстанавливается новым хозяином.
Этот прекрасный Ikarus-250.93 прибыл в Санкт-Петербург в прошлом году из Иркутска. Там он сначала обслуживал служебные развозки авиационного завода, а позже – был заказной машиной. Теперь «Аполлон» относится к широко известной коллекции RetroBus из северной столицы, и приходит в ещё более идеальное состояние.
Ikarus-280.33O в белоснежном окрасе пока что – не музейный экспонат. Он числится в инвентаре учебного комбината «Пассажиравтотранса» - там на нём обучают на категорию DEс «механикой»
Вместе с ним на парадах ездит собрат по поставке 1997 года - такой же Ikarus-280.33O, только окрашенный в ярко-жёлтый цвет. Эта машина была последним "Икарусом", работавшим на маршрутах в истории Санкт-Петербурга: он покинул линию осенью 2013 года.
При восстановлении его стилизовали под автобус более раннего выпуска в жёлтом окрасе. Первоначально эта машина – белая, и отличается от более ранних двигателем Raba D10 нового поколения. Впрочем, в жёлтом окрасе вранья нет: машины с мотором D10 жёлтого цвета поступали, к примеру, в Башкирию.
«Царь-гармошка» Ikarus-283.00 отличалась от модели 280 удлинённым кузовом, более мощным мотором и задним мостом без подруливания, на двускатной ошиновке. Эту машину показали публике впервые.
Этот Ikarus до 2007 года работал в Москве, в 16 автобусном парке. Там же он после списания десять лет провёл в консервации. В 2017 году он был разобран сотрудниками музея «Московский транспорт» как донор, и был приговорён к металлолому, но машине повезло: её спасли сотрудники Петербургского музея автобусов, а восстановили - коллеги из автобусного парка №7 "Пассажиравтотранса".
"Икарус" нового поколения – Ikarus-253.52 Alfa, так и не ставший массовым. Эту машину разрабатывали как комбинацию "упрощённого" кузова без штампованных элементов, и удачного шасси "двухсотой" серии, но момент был упущен, и машина не пошла в массовое производство.
Всего в Санкт-Петербурге было 10 таких машин: 8 в структурах Пассажиравтотранса, ещё две – в гараже Смольного. Десять 253 работало у московского автокомбината №3, а ещё 5 машин разошлось по структурам, связанным с российским Министерством обороны. Общий тираж Ikarus-253 для России – 25 экземпляров.
Новичок парада – Ikarus-256.21H 2000 г/в из Ростова-на-Дону. Модель .21Н – последняя генерация серии 256, выпускавшаяся с конца девяностых годов. От предшественника, .74, он отличался трансмиссионным горным тормозом - на 256.74 горным тормозом служила заслонка на выхлопе.
В прошлом эта машина обслуживала санаторий «ОренбургГазпрома» в Анапе, а теперь – принадлежит ростовскому коллекционеру, который, сделав косметический ремонт, щеголяет отличным "Икарусом" на параде.
Завершает наш обзор Альтерна-4216 - детище группы инженеров-выходцев с ЛиАЗа, которые попытались разработать и запустить в производство свою линейку автобусов. "Альтерна" задумана как полностью "импортозамещённый" автобус, рассчитанный на наихудшие условия эксплуатации - и при этом максимально дешёвый.
"Альтерны" выпускались добрым десятком предприятий в различных российских городах, но популярности и благой славы не снискали: сочетание разнородных грузовых компонентов делало машину катастрофически ненадёжной. Всего было выпущено около пятисот автобусов всех моделей.
Этот экземпляр работал служебной развозкой в Невинномысске Ставропольского края, откуда был выкуплен в 2016 году для Петербургского музея автобусов.
На этом - у меня всё. Традиционно - до встречи на следующей остановке - и добро пожаловать на новую площадку (=