Найти тему
Очень Тонкий Анализ

Пламенный советский ротор о котором знали единицы.

18 апреля 1974 года в соответствии с приказом Минавтопрома СССР на Волжском автозаводе был издан приказ генерального директора № 134 о создании в составе Управления главного конструктора специального конструкторского бюро по роторно-поршневым двигателям (СКБ РПД). Первым его руководителем стал Б.С. Поспелов. В задачу СКБ входила не только разработка двигателей собственной конструкции, но и устранение "родовых недостатков" мотора Ванкеля, который был взят за основу. Особенностью такого двигателя было применение трехгранного ротора (поршня), имеющего вид треугольника Рёло, вращающегося внутри цилиндра специального профиля, поверхность которого выполнена по эпитрохоиде (возможны и другие формы ротора и цилиндра).

-2

В 1983 году были разработаны два новых двухсекционных РПД - ВАЗ-411 мощностью 110-120 лошадиных сил и 140-сильный ВАЗ-413, которые устанавливались на ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. Эти автомобили получили модификационные индексы 21059 и 21079. В продажу они не поступали, а поставлялись спецслужбам - главным образом, в структуры МВД и КГБ.

Работа над РПД для принципиально нового семейства началась в 1979 году, когда ВАЗ-2108 только готовили к производству. К 1987-му году были разработаны опытные образцы ВАЗ-414 для переднеприводных автомобилей ВАЗ. Но в дальнейшем руководство завода отдало предпочтение выполнению заказов авиационных предприятий в части роторных двигателей, а работы по автомобильным РПД были приостановлены.

Только в 1997 году "переднеприводный" двигатель ВАЗ-415 наконец-то получил сертификат, позволявший его установку на обычные товарные автомобили, которые вскоре появились в автосалонах. 120-140 "роторных" лошадиных сил позволяли набирать сотню с места за 8-9 секунд, а реальная максимальная скорость доходила до 200 км/ч. Расход топлива при этом колебался от 8 до 14 литров. Основными заказчиками "роторов", по- прежнему, оставались правоохранительные органы. В конце 90-х гг. небольшая партия автомобилей ВАЗ-2109-90 была изготовлена в СКБ по заказу НИИ спецтехники МВД России для нужд Госавтоинспекции (фото 1 и 2). Все они несли службу в подразделениях милиции Москвы и Московской области.

-3

Единой розничной цены на такие авто не существовало, ввиду их редкости, но известна заводская отпускная цена - в 2000 году "роторные" ВАЗ-2108-91 и ВАЗ-2109-91 стоили 140 тыс. руб, а ВАЗ-21099-91 - 160 тыс. руб. (по данным тольяттинского журнала "Цена Авто", фото 3).

Роторные автомобили так и не получили широкого распространения ни в спецслужбах, ни тем более у частных автовладельцев. Причин тому было несколько - малый ресурс двигателей, отсутствие мотористов для их обслуживания и ремонта, ремонтной технологии и запчастей. Производство роторных двигателей на ВАЗе было свернуто в 2001 году, а после 2004 года деятельность КБ в рамках работы над двигателями РПД была окончательно прекращена.