Найти тему
www.kakprosto.ru

5 альтернатив классическому списку задач

Список задач – это инструмент, который должен делать работу более эффективной. Он упорядочивает задачи на день и, по идее, мотивирует на их выполнение. Однако на практике такой список работает не всегда и не у всех, потому что классический вариант подходит не каждому. К счастью, есть альтернативы.

Список задач на английском называется to-do-list, в русский это название тоже перешло и используется наравне с привычным. А к пятерке наиболее оригинальных способов ведения списков относятся:

  • Принцип «1-3-5»;
  • Bullet Journal;
  • Анти-to-do;
  • Дзен-система продуктивности;
  • Стоп-листы.

Принцип «1-3-5» меняет основу классического расписания задач. Обычно, оно идет по номерам от 1 и до бесконечности. А в «1-3-5» нужно записывать на день только одну главную задачу. К ней добавляются 3 средних по важности и объему сил, и 5 мелких. Мелкие – те, которые можно отложить на завтра, если сегодня не хватит сил. Список «1-3-5» пишут вечером, чтобы потом с утра видеть, что на повестке дня.

Если работа динамичная, и возможности угадать, какие будут задачи, нет, тройки или пятерки можно оставить пустыми. Это делает список гибким.

Bullet Journal – это система, которая упорядочивает планирование дел на бумаге не хуже электронного планировщика. Чтобы воспользоваться ей, нужно:

Пронумеровать страницы ежедневника.

  • На первой страничке создать оглавление, которое поможет находить нужные данные по всему ежедневнику.
  • Составить календарь на месяц из событий, которые наверняка не изменятся.
  • На другой странице составить маркер-список дел на этот месяц.
  • Важно использовать примечания и в списке на месяц, и на неделю, и на день.
  • Но самое главное – вносить номера страниц в оглавление.

Анти-to-do ведется параллельно с классическим списком задач. Это делается, чтобы не терять мотивацию. Люди ее теряют, когда видят, что из запланированных 10 они сделали только 5 дел. Анти-to-do работает по принципу, который мотивацию в любом случае поддерживает, потому что в такой список записывают то, что уже сделано.

Например, человек планировал написать три статьи, перевесить шторы, погулять с собакой и сводить ее к ветеринару. А вечером по классическому списку задач он видит, что не успел написать одну статью из трех и не попал к ветеринару. Зато, глянув в анти-to-do, этот человек обнаруживает, что написал за день 2 статьи из 3, перевесил шторы и погулял с собакой. Он рад. И ему хочется завтра успеть еще больше. Мотивация сохраняется.   

Дзен-система продуктивности – методика, которая повышает личную эффективность. Чтобы пользоваться ей, нужно:

  • Разделить списки задач по сферам: работа, поручения, дела по дому и т.д. И в каждый из таких списков вносить только те задачи, которые относятся к его сфере.
  • Списки нужно постоянно обновлять. Поэтому рекомендуется всегда носить с собой телефон, планшет или бумажный блокнот, чтобы записывать задачи или идеи, которые возникают внезапно.
  • Задачи должно быть по-настоящему актуальны и важны.

Такая система позволяет фокусироваться на действии и планировании прямо сейчас, в режиме реального времени.

Стоп-листы, как кажется на первый взгляд, по своей сути полностью противоречат to-do-планированию. Однако, на самом деле, это не так.

Стоп-лист основан на борьбе с привычками, которые отнимают время. Суть в том, что в такой список нужно заносить дела, от которых люди хотят избавиться: не есть сладкой на ночь, бросить курить, не сидеть в социальных сетях и т.д. Такой вариант списка дает возможность не только избавиться от ненужных привычек, но и увидеть, что тянет человека вниз.  

Если составлять стоп-листы регулярно, в конце года их можно прочесть и оценить, какого прогресса удалось достичь за это время. Однако, чтобы такой лист работал как следует, надо учитывать хронометраж: подсчитать, сколько времени отнимает каждая из вредных привычек, и установить на нее временной лимит. Например, не больше 2 сигарет за день или не больше 20 минут на социальные сети. Лимит нужно постепенно сокращать.