15 июля 1968 года газета New York Times вышла с почти сенсационным первополосным материалом: «Полеты в Советский Союз начинаются сегодня: Pan Am и «Аэрофлот» открывают прямые рейсы между Нью-Йорком и Москвой». В статье подробно описывался маршрут, расписание, тарифы обеих авиакомпаний. Большое внимание было уделено и советскому лайнеру Ил-62, на котором «Аэрофлот» выполнял рейсы в США.
На первом рейсе советской авиакомпании, который получил номер 3, из Москвы в Нью-Йорк (аэропорт имени Кеннеди) прибыло 97 пассажиров, из которых 53 человека были вип-персонами: чиновники, журналисты, представители американского посольства и авиакомпаний, и только 44 человека были «простыми» пассажирами: в основном граждане США.
В кабине пилотов были Борис Егоров и Александр Витковский. В салоне работала бригада из семи стюардесс во главе с Натальей Арутюновой. Все бортпроводницы – выпускницы факультетов иностранных языков московских вузов.
Полет продолжался около 10 часов, в пути самолет сделал дозаправку в Монреале (Канада), а на подлете к Нью-Йорку попал в «пробку» – около часа кружил над аэропортом.
В аэропорту советскую делегацию ждал теплый прием. Глава Pan American Гарольд Грей подарил прибывшему из Москвы представителю Министерства гражданской авиации Александру Беседину модель лайнера Boeing-747, а Беседин вручил Грею русские лапти.
Надо сказать, что работа над соглашением о начале пассажирских перевозок между СССР и США началась за десять лет до этого рейса. Но политическая обстановка в мире постоянно тормозила работу. Соглашение было подписано только в 1966 году, и еще два года понадобилось на то, чтобы согласовать все параметры. Например, американцев очень интересовали летные характеристики, а также уровень шума самолета Ил-62, в итоге нам пришлось даже один из бортов пригнать им в США, чтобы они там все изучили и замерили.
Кстати, изначально планировалось, что рейсы в США будут выполняться на Ту-114 (он, например, летал из СССР на Кубу), но после того, как американцы замерили уровень шума нашего винтового самолета, они попросили заменить модель.
Что же касается посадки в Монреале, то это было необходимостью. Технически вышедший на линию в 1973 году Ил-62М мог долетать из Москвы до Нью-Йорка и без посадки, но американцы требовали, что при подлете к городу у лайнера оставалось топлива еще на 2-3 часа полета. В итоге – нужно было либо брать больше горючего в ущерб числу пассажиров, либо больше пассажиров, но меньше топлива и дозаправляться в Канаде (позднее промежуточную посадку делали в Лондоне).
И тем не менее, в конце концов все вопросы были согласованы и рейс открылся. Он выполнялся раз в неделю. От американцев в столицу СССР летала Pan American на лайнерах Boeing-707.
Всех пассажиров первого рейса в Москву американской авиакомпании приветствовал лично глава перевозчика Гарольд Грей. Вот такое письмо получили клиенты на борту:
Более того, по случаю открытия рейсов в Pan Am выпустили даже специальные стаканы:
Первый рейс в Москву Pan Am выполнила на следующий день после «Аэрофлот» - 16 июля 1968 года ее лайнер приземлился в Шереметьево.
Если сравнивать две авиакомпании, то «Аэрофлот» делал Pan Am по всем фронтам: за первый год полетов он перевез на маршруте около 10 тысяч человек, намного больше американского партнера. Отчасти это послужило началом войны между двумя авиакомпаниями, что в итоге привело к закрытию авиасообщения.
4 мая 1971 года та же New York Times вышла со статьей, в которой представители американской авиакомпании обвинили «Аэрофлот» в нечестной конкуренции. Дескать, советская авиакомпания в СССР заставляет всех агентов выписывать билеты в США только на собственные рейсы. В качестве примера приведены случаи, когда транзитные пассажиры из Ирана и Афганистана могли покупать билеты только на рейсы советской авиакомпании. А представители «Интуриста» и вовсе говорили иностранцам в Москве, что на рейсах Pan Am нет мест, вынуждая покупать билеты «Аэрофлота».
Руководство Pan Am утверждало, что эти действия «Аэрофлота» привели к тому, что американская авиакомпания недосчиталась на своих рейсах примерно полторы тысячи пассажиров. «В 1970 году мы перевезли 8100 человек, они – 10 500», - заявил представитель Pan Am.
В ответ «Аэрофлот» заявил, что Pan Am ведет себя также: например, американское консульство в Москве настаивает на том, что желающие получить визу в США должны покупать билеты на рейсы Pan Am. Более того, даже выдачу виз приурочили к рейсам в те дни, когда их выполняла американская авиакомпания, а не «Аэрофлот» (в начале 70-х каждый перевозчик выполнял уже по три рейса в неделю, но в разные дни).
В общем, вся эта возня продолжалась все 70-е годы. В 76-м Конгресс США наложил на «Аэрофлот» ограничения на деятельность в США, а в 79-м, после ввода советских войск в Афганистан, Pan Am закрыла полеты в СССР (хотя в больше степени это произошло из-за экономических проблем самой Pan Am, а не из-за солидарности с афганцами). В 83-м после многочисленных нападок в Конгрессе, постоянных проверок, вызовов на ковер, и принудительного сокращения числа рейсов с 4 до 2-х в неделю, авиасообщение с США закрыл и «Аэрофлот».
Оно возобновилось в 1986-м. Стороны даже намеревались совместно использовать на рейсах Boeing-747 (тогда же была показана модель этого лайнера в ливрее «Аэрофлота»), но советская авиакомпания так и не получила эти лайнеры.
В 1991 году Советский Союз развалился. В это же время обанкротилась и Pan American.
Россия и США заключили новое соглашение о перевозках, которое действует до сих пор. Преемником Pan Am на рейсах в Россию стала Delta. К слову, в разное время полеты в Россию выполняли пять американских авиакомпаний - кроме Delta в российских аэропортах можно было встретить самолеты Trans World Airlines (TWA), American Airlines и United Airlines. Иногда чартерные рейсы из Аляски выполняла Alaska Airlines.
Но все они прекратили полеты в РФ. Дольше всех продержалась Delta, но с 2017 году ушла и она. «Аэрофлот» снова остался единственной авиакомпанией, которая напрямую связывает Россию и США.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
40 лет airberlin: история взлета и краха авиакомпании
Boeing-377 Stratocruiser: история первого двухэтажного лайнера
Из Англии в Австралию. Как за 80 лет изменился самый долгий рейс из Европы
Закончилась 14-летняя история авиакомпания Virgin America
Boeing-747: история самого известного самолета в мире
Как будут летать наши дети. Самые безумные предложения от авиастроителей