Недавно наткнулась на публикацию о новом фильме Кирилла Серебренникова "Лето", где его раскритиковали, нет, попросту разнесли в пух и прах. В центре повествования - Виктор Цой и весь ленинградский андеграунд. Вроде бы тема благодатная, личность легендарная, музыка удивительно-прекрасная, но вот магии не вышло. Живущие ныне музыканты, которых в фильме изобразили малоизвестные молодые актеры, тоже были недовольны. Бориc Гребенщиков назвал действующих лиц хипстерами, а происходящее ложью.
Но время течет, и, может быть, этот фильм станет культовым, как "Рок" Алексея Учителя. А пока поговорим о фильмах о рок-музыкантах, которые уже приобрели этот статус или получили признание.
Сид и Нэнси.
Фильм Алекса Кокса посвящен самой знаменитой панк-парочке, с Гэри Олдмэном и Хлоей Уэбб в главных ролях.
Картина рисует нам очень неоднозначного Сида Вишеса. С одной стороны, наркоман, гуляка, хам, с другой, чувственный, нежный, честный, без примеси неискренности человек. И сложно сказать какая сторона медали была истиной, ведь зависимость вытянула в итоге все худшее из него. Свою лепту в процесс деградации внесла и Нэнси. Но в фильме ее не сделали ни злодеем, ни жертвой, что является несомненным плюсом. Она тоже падает вместе с Сидом на самое дно из-за выбранного образа жизни.
Образы героев здесь не сколько точны (Джонни Роттен фильм считал поверхностным и лживым), сколько назидательны. Ведь губит влюбленных не то, что они какие-то не такие, что они зло в человеческом обличии, а то, что они потеряли контроль над собой и человеческое лицо. В том, что они безумно любили друг друга сомневаться не приходится: между персонажами Гэри Олдмэна и Хлои Уэбб такая химия творится! Они и внешне на своих героев похожи.
Создание фильма не обошлось без работы с записями панк-рок легенд "Sex Pistols", их интервью, рассказов людей, знавших Сида и Нэнси, но почему-то без участия вокалиста группы Джонни Роттена. Это очень странно. Кто же еще мог быть ближе Сиду? Это было бы убийственным аргументом против, если бы его мать не принимала участие в работе над фильмом. Она отдала Олдмэну цепочку сына.
Отдельный поклон Гэри Олдмэну, который ради роли сильно похудел (настолько, что в один момент даже был госпитализирован из-за истощения). Пел он за Сида сам и достаточно близко к оригиналу (некоторые считают, что даже лучше оригинала).
Удивительно, но заглавные роли могли играть совершенно другие актеры. На роль Сида пробовался - Дэниэл Дэй-Льюис (представляю, что бы он с собой сделал со своей страстью к перфекционизму!), Руперт Эверетт, а на роль Нэнси претендовали Мадонна (с ее-то актерским дарованием) и Кортни Лав (кто бы мог подумать, что нечто похожее произойдет в ее жизни!).
Меня там нет.
Только не говорите мне, что Боб Дилан - поп идол, не имеющий отношение к рок-музыке. Пусть вас убедят имена тех великих музыкантов, которые считают, что творчество этого человека оказало на них большое влияние: Джонни Кэш, Джерри Гарсия, Джон Леннон, Пол Маккартни, Пит Таунсенд, Нил Янг, Брюс Спрингстин, Дэвид Боуи, Брайан Ферри, Ник Кейв, Патти Смит, Сид Барретт, Джони Митчелл, Том Уэйтс и Леонард Коэн.
Фильм очень интересен своей формой: 6 историй, символизирующих определенный период жизни Боба Дилана, с разными актерами в главной роли и отступлениями от реальной биографии. Для того, чтобы показать вам оригинальность и радикальность подхода, приведу пару примеров. Детство музыканта воплощено в образе 11-летнего темнокожего мальчика (в исполнении Маркуса Карла Франклина), которых называет себя Вуди Гатри. Он сбегает из исправительного центра, чтобы путешествовать по стране (чего не было в реальной жизни певца). Роль Джуда Куинна (Дилана на вершине славы в 60-е годы) исполнила вообще Кейт Бланшетт. И, если вы не ярый ее поклонник, то вряд ли догадаетесь, что это она. Мастерское перевоплощение.
Особое внимание уделили любовным отношениям Дилана. Джулиана Мур и Шарлота Генсбур сыграли жен певца, а точнее собирательный образ нескольких женщин, сыгравших немалую роль в его судьбе. Мне очень понравилась любовная линия в исполнении Шарлоты Генсбур и Хита Леджера. Столько любви, тепла и романтики!
Фильм, конечно, не претендует на документальную точность, но так тонко передано такими разными актерами душевное состояние певца в тот или иной период жизни, что даже сам Дилан был под впечатлением от ленты. Чего и вам желаю!
Дорз.
Это удивительный случай попадания в образ. Вэл Килмер сделал невозможное: он не просто перевоплотился в Джима Моррисона, он им стал! Ну обо всем по порядку.
В центре внимания - Джим Моррисон - лидер и вокалист группы The Doors. В фильме показан путь становления рок-идола: от появления первых знаковых символов творчества в детстве и до спуска на самое дно (пьянство, аресты, неприличное поведение и все вытекающее). История Джима как творческой личности началась не с создания группы или увлечения музыкой, а созерцания умирающего на обочине индейца. Впоследствии увлечение наркотиками (как это не странно!) приоткроет эту дверь и шаманизм станет одной из особенностей творчества группы. И это было отражено в фильме. Важно и то, что историю смерти не превратили в охоту на ведьм. И дело не в том, что я отрицаю теорию, согласно которой смерть певца - дело рук правительства США, а в том, что точно мы этого не знаем. И в фильме не раскроется эта тайна. Это известно немногим и Богу.
Задача Оливера Стоуна при создании фильма осложнялась тем, что необходимо было создать также историю группы, которая вошла навсегда в историю рок-музыки. И успех на лицо. Конечно, видна работа с записями, интервью, рассказами и мемуарами. Но как практически ничего не знающий о группе и его лидере Вэл Килмер смог спеть в фильме так, что его голос не смогли отличить от оригинала участники группы остаётся загадкой. Про внешнее сходство вообще молчу. Только взгляните.
Эта роль просто была создана для него.
Очень неоднозначен образ гражданской жены Моррисона - Памелы Курсон. Обычно женщина идеолога группы - это червь, прогрызающий плод работы. Так было со многими группами, когда женщина становилась яблоком раздора. Отчасти тоже было и с Памелой. Но ей владела не страсть к наживе или возвеличивание супруга, а огромное желание спасти его от всех опасностей славы и дать возможность раскрыться ему как поэту. Но это был бы другой человек...
Конечно, история припудренная. Если хотите другой точки зрения, обратите внимание на документалочку "When You’re Strange".
Курт Кобейн: Рассказ о сыне.
Вот и пришло время документалистики. Этот фильм снова удивит формой. Мы привыкли, что документальное кино - это хроника, бесчисленные интервью, фото с главным героем в центре.
Здесь система дала сбой. Фильм представляет собой рассказ Курта о самом себе под визуальный аккомпанемент видов мест, где он жил, а фото и видео с самим музыкантом минимально. Так что приготовьтесь: видеоряд вас не будет отвлекать. "Рассказ о сыне" - два интервью Кобейна, данные им Майклу Азерраду незадолго до смерти. И его собственные слова о жизни, творчестве и семье раскрывают его больше, чем тексты, мемуары, интервью участников группы и Кортни вместе взятых. Видно, что Курт уставший: у него нет желания наигрывать, надевать маску, держать дистанцию. Он рассказывает о непростом для него разводе родителей, признает свою пагубную страсть к наркотикам, говорит о большой любви к дочери и жене. Привычно видеть Корни главным злодеем Курта. Но как он о ней говорит... После этого сложно поверить, что эта женщина могла отравлять ему жизнь.
Несомненным плюсом фильма можно считать то, что создатели не хотели кого-то обелить, кого-то сделать вселенским злом, выставить кого-то жертвой, как это бывает в подобных картинах. Они хотели, чтобы Курт Кобейн стал нам ближе, раскрылся максимально (на сколько это возможно).
Музыка, звучащая в фильме, достойна отдельной похвалы. Она не фон, она просто звучит в унисон словам, подчеркивая каждое слово.
Фредди Меркьюри. Великий притворщик.
Странное название для документального фильма о потрясающем Фредди Меркьюри, не правда ли? Герой любого фильма с одиозной личностью в главной роли предполагает исключительно положительный образ. А тут такое название. На самом деле все куда проще: поливать грязью имя бессмертного солиста Queen никто не собирался, просто Фредди был не так откровенен и открыт, как Курт Кобейн, например.
Фильм интересен тем, что мы увидим и узнаем что-то новое. Впервые были показаны именно здесь некоторые архивные видео и фото (например, касающиеся первых творческих шагов), которые раньше нигде не публиковались. Новыми будут и некоторые факты. Например, вы знали, что Фредди так любил своих кошек, что даже звонил им, когда подолгу оставлял.
В конце концов, в этом фильме концентрация истории создания и творческого пути Queen снижена до предела. В центре - только Фредди. Но это не рассказ о падении звезды. Речь пойдет о простом (без мантии и короны), добром, ранимом человеке, волею судеб ставшего знаменитым и заплатившего за это сполна своим одиночеством. Все его попытки найти близкого человека заканчивались разочарованием. И в то же время нам покажут другого Фредди Меркьюри, который уже будучи смертельно больным, забыв все обиды и склоки, оставив амбиции за скобками, просто сделал все, что хотел и мог... и умер счастливым.
Очень трогательный фильм, задевает за живое. Обязательно посмотрите!