Найти в Дзене

Двери Восприятия

Кружка пуровера на Руанде Гитези, лунго на Эфиопии и бокал Espiral Vinho Verde Casa Ferreirinha в сопровождении часового Reflection от Брайна Ино (о, как) отлично зашли с прочтением Дверей Восприятия Хаксли.

Совсем забыл сказать, что книга представляет не роман, а трип репорт от употребления мескалина в синтезированном виде. Хаксли, очевидно, подошел к принятию наркотика очень подготовлено, очень много отсылок к философии Буддизма, такие вещи как "таковость", "Не-Я вещей" и "самость" лучше понять до прочтения книги, также круто сразу рассматривать картины, о которых упоминает Хаксли. В целом, книгу стоит читать очень неспеша и постоянно анализировать с жизненными выводами о человеческом восприятии. Если тебе не чуждо рассматривать абсолютно простые и привычные вещи под разными углами, то понять, о чем говорится в книге будет еще проще. Если же ты ожидаешь увидеть красивые описания разноцветных пейзажей и звуки красок, то смею огорчить — такого будет немного, ведь сам автор ожидал получить что-то подобное от употребления, но открыл для себя нечто иное и посмотрел на человеческое восприятие совсем с другой стороны.

Хаксли действительно очень много увлекался религиями, хоть и был агностиком. Он отлично проанализировал взаимосвязь между наркотиками и желанием общаться с Богом, молиться или испытывать иной религиозный опыт. Но самый сок лежит именно в его рассуждениях в конце книги. О вербальном образовании, о том, что человечество зациклено на знаниях, которые помогают ему выживать, но очень слабо продвинулось в восприятии мира и уходит в крайности, анализируя либо только внутреннее, либо внешнее.

С другой стороны, меня очень отталкивают его мысли о том, что только с помощью подобных психоделиков можно понять, что видят такие гении как Ван Гог, смотря на стул, либо Рембрандт, рассматривая своих моделей. Более того, он пишет, что даже самые, казалось бы, яркие нотки вдохновения, которые он испытывал от поэзии или музыки, не сравнимы с тем, что он получил от этого опыта. Это очень сильно огорчает. Вспоминая свой опыт, рассматривая одну из композиций Кандинского в Мюнхенском Lenbachhaus, лично я для себя понял, что в буквальном смысле коснуться того состояния, о котором рассказывает Хаксли можно без использования психоделиков. И сам Кандинский прикладывал огромные усилия чтобы помочь людям ощутить то, что видел он. Боюсь, что употребление психоделиков в таком случае выглядит, как потайной ход, который покажет тебе недосягаемое(!) пограничное состояние, к которому останется лишь стремиться.

Но вечное стремление идет параллельно с вечным разочарованием от этой недосягаемости.