По следам текстов и размышлений некоторых сегодняшних лидеров мнений в индустрии украшений захотелось вслух подумать о том, как воспринимаются современные украшения (профессиональной средой и потребителем).
Абстрактно рассуждать не вполне понятно, поэтому буду проводить параллели с другими индустриями, которые, как и индустрия украшений стоят на грани с понятием "искусство". Что я имею ввиду?
Сегодня сфера украшений находится в замечательном положении: наряду с мастерами, которые годами оттачивали мастерство и зарабатывали уважение, появилось большое количество "молодых" (кавычки, потому как это не к возрасту относится) специалистов, марок и так далее. В этой связи большая путаница в понятиях и терминах, а также некоторое количество возмущений у мастеров со стажем, которые в целом сводятся к высказываниям, в которых работу некоторых "молодых" обесценивают и низводят до уровня побрякушек и детского баловства.
И вот тут хотелось бы вынырнуть из омута ювелирных страстей, чтобы оглянуться вокруг и осознать, что не только наше направление находится в таком положении.
Возьмем музыку. Раньше, чтобы стать действительно музыкантом, то есть записывать пластинки, собирать залы и стадионы, быть известным и востребованным, необходимо было стать частью какого-то лейбла или же пойти в подопечные к муз. продюсеру. Иначе было никак. Почему? Потому что не было инструментов продвижения, кроме связей и знакомств, не было денег на аренду студии звукозаписии, не было понимания, как вообще это делается.
Что мы видим сегодня?) Лейблы продолжают существовать, да. Но количество музыкантов в статусе сам себе продюсер, которые начинали с роликов на youtube и делали что-то свое, стало огромным. Можно говорить о том, что барьеры исчезли и музыка стала стала демократизированной, и исполнители, вроде FACE, Оксимирон, Мошлая Молли, собирают стадионы без поддержки радио и ТВ, без больших вложений.
Теперь идем в сферу art (живопись, инсталляции, перформансы и тп), здесь ситуация несколько сложнее. Почему? Да. сегодня каждый может творить и развиваться как художник, но этот мир все еще сильно контролируется институциями. Музеи, галереи, галеристы, арт-дилеры и искусствоведы создают контекст и провенанс, оценивают работы. Даже к Бэнкси стали относиться серьезно уже после того, как его обсудили критики, а потом взяли галереи. Яёи Кусама, Дэмиен Хёрст тоже грамотно продвигались через галереи. И все же, каждый, каждый волен рисовать, лепить, делать перформансы наряду с признанными мэтрами. ( кстати, в нашей сфере, сфере украшений, до сих пор лично мне не ясно, кто определяет, кто оценивает, кто лидеры мнений, кто специалисты? Музеи, галереи, которые знакомы со всеми пластами этого направления, а не только с советским периодом или не только с современным, отсутствуют)
То же самое было с театрами, когда ..лет 10 назад вдруг появилось большое количество театров без постоянной сцены, которые были образованы актерами, которые нигде не нашли себя.
Не буду пересказывать, что театральные мастера говорят о некоторых подобных театрах, и, как маститые художники порой отзываются о художниках "даже без художественной школы за спиной".
Теперь, что же происходит с украшениями?
А происходит ровно то же самое. Демократизация. Хаотическая, бессистемная. И все же.
Пять лет назад нужно было управшивать ювелиров-мастеров "А научите меня, дяденька!", сегодня можно прийти в Артефакториум или на любые короткие курсы и дальше самостоятельно "пилить" в самостоятельно оборудованной мастерской.
Раньше было не ясно, как продавать свое кровное "напиленное", теперь есть социальные сети, Instagram и несколько сайтов, где можно продавать изделия.
Раньше мы не слышали о Contemporary, сегодня, благодаря интернету, мы знаем, видим, начинаем понимать.
....И о больном))
Во-первых, для меня важно разделять коммерческие украшения (простые, понятные, делаются быстро, в большом количестве, материал любой, уровень мастерства любой, маржа высокая), fine jewelry (материалы - драги и камни высокого качества и мастерство на высоком уровне) а также украшения в стиле contemporary (по мнению некоторых, "черте что и сбоку бантик плюс кураторский текст рядом")
Если говорить об обучении тому, как что-то делать, то, по моим наблюдениям, ни одна из существующих сегодня школ (а у нас Строгоновка, Британка, ВШЭ, Образ и Форма, школа Шароновых еще существует?) не учит создавать коммерческие украшения. Если говорить про fine jewelry, то здесь, важно учиться мастерству, иметь художественный вкус (хотя мир знает примеры, когда и с отсутствием оных мастер вполне становился признанным), это дело не одного года жизни.
Мне интереснее contemporary. Вообще говоря, лично я впервые это слово узнала, когда знакомилась с современными танцевальными практиками. В свое время Леонид Якобсон снял пуанты с балетных танцоров и начал ставить современные постановки. И, конечно, это выглядело странно, конечно, ему говорили: Вы отходите от канонов классического танца! Как вы можете! Это не балет!
А я вот очень люблю постановки Якобсона.
Так вот, contemporary jewelry - это нечто, чему нет официального определения (разве что вот такое: Contemporary Jewellery is a type of practice - understood as the contemporary offspring of a craft-based design activity that finds its origin in medieval workshops). Но, как и все современное искусство, эти украшения - почти арт-терапия для своего создателя. Современные украшения в направлении contemporary - это результат самовыражения автора с одной стороны, с другой стороны (в лучших его образцах) - попытка исследования. Исследования новой функции украшения в современном мире, исследования реакции окружающих, исследования материалов, попытка рефлексии, а порой, насмешка над социальными трендами и установками. То есть, все то, к чему обращается в целом современное искусство и концептуальное искусство, не чуждо и украшениям в стиле contemporary.
И здесь вспоминаю строку в тексте Елены Веселой о том, что, если смысл украшения нужно объяснять, то это не очень хорошее украшение (это мое вольное цитирование, надеюсь, суть передала верно). И вот тут вспоминается мой любимый исследователь музыки, музыкант-авангардист Джон Кейдж и его знаменитое "4'33". По сути, это кусок тишины :) Если не знать контекста, не знать истории того времени, не быть знакомым с интервью Кейджа и с его текстами, то можно воспринять это произведение как насмешку над музыкой в принципе. А ведь Кейдж исследовал понятие музыки и того, ЧТО вообще мы считаем музыкой. И это произведение именно после глубокого погружения в тему невероятным образом влияет на человека (на меня так точно в свое время повлияло). Я уже молчу про "Черный квадрат" :) труды, результатом которых стало это произведение, тоже стоит прочесть, прежде чем говорить "и я так могу". Оценить эти вещи невозможно, не погрузившись в контекст.
Если говорить про украшения, то вот Otto Kuzli, его "Gold makes you blind" и "1sm of love" - стеб и насмешка над ценностью драгоценных металлов. Без объяснения и их мало, кто понимает, хотя в этом случае названия заменяют кураторский текст.
Так вот, я не вижу плохого в том, чтобы украшение подталкивало человека к тому, чтобы прочесть о нем текст, погрузиться в контекст и приложить усилия.
Кроме того, мы так часто говорим или слышим где-то, что искусство - это разговор художника со зрителем, это самовыражение, но, как только человек самовыражается, его срочно нужно обвинить в этом. Мол, ну самовыражаешься, ну делай это дома! Ну зачем же на люди это выставлять!
И что же тогда станет с искусством? (кстати, слово "искусство" в русском языке, по моим наблюдениям почему-то стало приобретать качественный оттенок. например: А с чего вы взяли, что это искусство? В то время как "Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе", плохое оно или хорошее - не важно, главное, рефлексия и осмысление)
Так вот, что станет с искусством, если люди перестанут рефлексировать и переосмыслять? И, что станет с людьми, если искусство перестанет нас к этому подталкивать?))