Кузьминки летние
Кузьма и Демьян, Бабий, Девичий, Куриный праздник, народное название дня мучеников, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
В этот день, по народному поверью, приходят на сенокосные луга на помощь мужику Кузьма и Демьян. Они чинят косы и грабли. Кузьма и Демьян — «мастера великие и знатные пособники крестьянскому хозяйству». Помощь они оказывают безвозмездно, поэтому их зовут бессребрениками.
Бабы в этот день вскладчину варили кашу-ссыпчину: кто крупу принесет, кто соль, кто масла, кто молока. Сообща из общих продуктов варили общую кашу— всей деревней вместе и обедали. Кузьму-Демьяна приглашали за общий стол, угощали кашей нищих и странников убогих.
III в. Мученики бессребреники Космы и Дамиана.
Оставшись вдовой в молодости, мать их Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они были очень сведущи. При этом святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей главным образом по их вере. Врачевание бессребреники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняли больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению – спасению души.
1646 г. Царский Указ Царь Алексей Михайлович отменил беспошлинную торговлю для иностранных купцов на территории России.
1661 г. Кардисский мир России и Швеции
На эстляндской мызе Кярди (в русской традиции – Кардис) между Ревелем (ныне Таллинн) и Дерптом (ныне Тарту) был подписан крайне невыгодный для Московского государства договор о «вечном мире» со Швецией. Он завершил пятилетнюю войну царя Алексея Михайловича со шведскими королями Карлом Х Густавом и Карлом ХI, спровоцированную другим врагом России – Польско-Литовской империей (Речью Посполитой). В результате ее проигрыша Москве пришлось расстаться с надеждами получить выход к Балтийскому морю и пойти на серьезные территориальные уступки. Мирные переговоры со шведами русской делегации во главе с боярином Иваном Прозоровским продолжались более 3-х месяцев. В итоге Россия возвратила Швеции все ранее завоеванные города Прибалтики (Кокенгаузен, Дерпт, Мариенбург, Анзль, Нойгаузен, Сыренск), «со всем, что в этих городах было взято», и кроме того обязалась оставить в этих городах 10 тыс. бочек ржи и 5 тыс. бочек муки. Русские получили право держать торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве, а шведы – в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславле. Русские послы могли свободно проходить через шведскую территорию, если они следовали к дружественным народам; те же права имели и шведские послы на территории России. Пленные должны были быть возвращены домой; перебежчиков стороны обязались друг другу выдать. Выхода же к Балтике России пришлось ждать еще полвека, до Северной войны 1700–1721 гг., выигранной у шведов его сыном царя Алексея – Петром Великим.
1710 г. Российский генерал-фельдмаршал Б.П. Шереметев въехал в побежденную Ригу. В тот же день члены рижского магистрата присягнули на верность русскому царю Петру.
1798 г. Рождение Императрицы Александры, жена Императора Николая I.
1860 г. Создан Государственный банк России.
1896 г. В Нижнем Новгороде представлен первый русский автомобиль отставного лейтенанта Е.А. Яковлева и хозяина каретных мастерских Петра Фрезе.
1918 г. Последнее в земной жизни Царственных Мучеников богослужение в Екатеринбурге.
В этот день в 1918 г. было воскресенье. В Ипатьевском доме служил прот. Иоанн Сторожев и диакон Василий Буймиров. В октябре 1918 г., вспоминая об этой службе, о. Иоанн рассказывал: «… Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены Семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.
Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери, где в высоко поэтических, трогательных словах выражается мольба страждущего человека поддержать его среди скорбей, дать ему силы достойно нести ниспосланный от Бога крест.
После богослужения все приложились к св. Кресту, причем (Императору) Николаю Александровичу и (Императрице) Александре Федоровне о. Диакон вручил по просфоре.
Молча дошли мы с о. диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг о. диакон сказал мне: «Знаете, о. Протоиерей, - у них там чего-то случилось». Так как в этих словах о. диакона было некоторое подтверждение вынесенного и мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. «Да так, Они все какие-то другие точно. Да и не поет никто». А надо сказать, что действительно за богослужением 1/14 июля впервые (о. Диакон присутствовал при всех служениях, совершаемых в доме Ипатьева), никто из Семьи Романовых не пел вместе с нами».
О последних днях Царственных Мучеников камердинер Государя Т.И. Чемодуров впоследствии говорил, что «Он (Царь) как бы окаменел и не выдавал своего состояния, Государыня страдала и все молилась».
1941 г. Первое применение установки «Катюша». Батарея реактивных минометов капитана Флерова, состоящая из установок БМ-13 нанесла удар по скоплению вражеских войск и техники на железнодорожном узле города Орша. Немецкое командование таким образом узнало о новом оружии русских, которые в советских частях ласково прозвали «Катюшей».
1992 г. На сновании Соглашения об основных принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, которое было подписано главами России, Грузии, Северной и Южной Осетии 24 июня 1992 года, в зону грузино-осетинского конфликта вошли трехсторонние миротворческие силы.
1934 г. Трифон
Митрополит Дмитровский.
Родился 29.11.1861.
31 декабря 1889 г. принял монашеский постриг с именем Трифон, а 6 января 1890 г. рукоположен во иеромонаха.
В декабре 1905 г. в самый разгар беспорядков в Москве московские монархисты попросили владыку отслужить на Красной площади молебен о здравии Государя. Его пугали слухами, что на разгон монархистов придет многотысячная толпа вооруженных рабочих. Близкие отговаривали владыку, опасаясь за его жизнь. В то время бесчинства революционной черни были делом обыденным. Но еп. Трифон не мог бросить свою паству, он исповедался, причастился, простился с близкими и пошел служить молебен за Царя, заявив: «У меня есть своя защита. Один Бог».
Участвовал в открытии Второго Всероссийского Съезда русских людей в Москве 6–12 апреля 1906 г. и Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного русского народа в Москве 26 апреля - 1 мая 1907 г.
Именно еп. Трифон 9 апреля 1910 г. за всенощным бдением по чину, разработанному Св. Синодом, посвятил насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия. А на следующий день за Божественной Литургией митрополит Московский Владимир возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елизавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
С началом первой мировой войны владыка добровольно отправился на фронт, в 1914 г. он стал полковым священником на передовой, участвовал в боях на польском и румынском фронтах. 26 февраля 1915 г. за мужество и храбрость награжден панагией на Георгиевской ленте.