По информации из музея-памятника «Исаакиевский собор», вопрос сейчас обсуждается в Москве. По словам пресс-секретаря государственного музея Игоря Стахеева, в таком варианте собором будет управлять не Петербургская митрополия, а непосредственно Патриарх Московский и всея Руси.
- Восстановится историческая справедливость. Если это произойдет, то, несомненно, пойдет на пользу музею, - полагает Стахеев.
При этом, по его словам, статус музея-памятника собор, разумеется, сохранит. Церковный же его статус никак не скажется на работе музея.
Новость вызвала бурную реакцию противников передачи Исаакия Церкви в соцсетях.
- Не очень понятно из статьи как «на пользу музею» пойдет смена руководителя прихода (мягко говоря) и в чем «справедливость», если при царях никаких патриархов не было в соборе с момента постройки, - пишет Наталья Зараева.
- А товарищ Стахеев так уверен, что не потеряет работу после этого месяца через три, профессионалов-экскурсоводов не оденут в платки и не заставят вести экскурсии только с божьим уклоном, как в Казанском, и не будут прикрывать светские мероприятия в музее, ведь это патриарший собор теперь? А про «справедливость» вообще сказать хочется – не будите лихо, пока оно тихо! – возмущается Яна Че.
- Варсонофий (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. – ИА FederalCity) не справился, добровольной и тихой передачи не состоялось, значит вот так. Если это будет, это фактическая передача. Формальности уже не нужны, - считает Ольга Деревцова.
За разъяснениями ИА FederalCity обратилось к председателю Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерею Александру Пелину.
- Отец Александр, как вы можете прокомментировать новость о придании Исаакиевскому собору статуса патриаршего?
- Как мне представляется, это тема исторической справедливости. До революции этот храм находился в ведении Святейшего Синода – высшего органа церковного управления. При этом Церковь была государственной. Естественно, что храм финансировался за счет государственной – то есть царской казны. После падения монархии в России, в 1917 году, было восстановлено Патриаршество. Теперь Патриарх – глава Русской Православной Церкви.
- Получается, собор после передачи будет управляться непосредственно Патриархом?
- Патриарх назначит своего наместника. В соборе будет патриаршая кафедра, там будут храниться знаки Патриарха, Святейший будет служить там, когда приезжает в город по особо торжественным случаям. Конечно, было бы важно, чтобы во втором по значению городе страны тоже был бы патриарший собор – как храм Христа Спасителя в Москве.
- То есть, РПЦ претендует на полновластное управление храмом?
- Конечно, нет. Тот же храм Христа Спасителя ведь не напрямую управляется РПЦ, там существует сложная система управления из светских и церковных структур. Такая же система может быть и в Исаакии, он может соуважительно управляться музеем и Церковью.
- Как это может выглядеть в реальности – если учесть негативные настроения против передачи, которые имеют место в обществе?
- Чтобы решить вопрос об управлении храмом, необходима будет длительная работа комиссии из музейщиков, представителей власти и Церкви. На самом деле городские власти так и должны были сделать, когда в 2015 году поступило первое обращение от митрополии с просьбой о передаче храма в соответствии с федеральным законом. Должна была быть создана комиссия, которая уладила бы в течение шести лет, как это прописано в законе, все спорные вопросы, найти варианты их решения. Тогда, наверное, не было бы и тех нежелательных протестных выступлений в «защиту» Исаакия от РПЦ, свидетелями которых мы были. К сожалению, такая комиссия не была создана...
- В каком положении сейчас отношения музея Исаакиевский собор и Церкви?
- Новый директор музея, Юрий Мудров, ведет гораздо более сбалансированную политику – в отличие от бывшего руководства.
- Мы в Церкви понимаем, что Исаакиевский собор – уникальный памятник архитектуры, один из главный отечественных памятников, и требует бережного к себе отношения. Мы знаем, что Петербург – красивейший город нашей страны. Но ведь помимо красоты физической, зримо воплощенной в великих памятниках архитектуры, должна быть и красота душевная. А она, как мне представляется, есть тогда, когда в храмах идут богослужения, - заключил отец Александр.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.