Продолжение. Третью главу вы можете прочесть здесь.
Его любовь к юным созданиям порой была рискованной. В 1916 году на вечеринке у Сэма Голдвина* Чаплину попалась на глаза юная актриса Милдред Харрис. Ей было всего четырнадцать, однако с десяти лет она уже снималась в кино и, в частности, в получившей дурную славу сцене из фильма Д. У. Гриффита «Нетерпимость» («Intolerance») предстала перед зрителями практически голой. У Чарли тотчас же вскружилась голова. Его увлечение горячо поддерживала мать Милдред, которая работала на студии костюмершей и прекрасно знала о вкусах Чаплина.
* Голдвин, Сэмюэл (1882—1974) — кинопродюсер, выходец из Польши, один из основателей компании «Метро-Голдвин-Майер*
I
Когда Милдред исполнилось шестнадцать, ее мать сообщила Чаплину, что девочка беременна. Опасаясь преследования со стороны закона, Чарли вынужден был жениться на Милдред, хотя, как он признавался Дугласу Фэрбенксу, «умом она не блистала». Едва став женой Чаплина, Милдред обнаружила, что тревога по поводу беременности оказалась ложной.
Луис Б. Майер* тотчас же решил извлечь из брака актрисы свою выгоду. Заключив с Милдред контракт, он начал снимать фильм о семейных раздорах под названием «Секс по принуждению» («The Inferior Sex») с миссис Чарли Чаплин в главной роли. Наглое использование его имени не на шутку рассердило Чарли, который открыто выказал свои чувства, налетев на Майера в фойе фешенебельного отеля «Александр». В ответ на обвинения Чарли Майер назвал его «низким извращенцем». Чарли пригласил обидчика выйти. Тогда Майер, в свое время начинавший трудовую жизнь со сбора металлолома в Нью-Брунсвике, сбросил перчатки и отхлестал ими бродяжку по лицу.
* Майер, Луис Берт (1885—1957) — кинопродюсер, выходец из России, один из основателей компании «Метро-Голдвин-Майер».
В 1920 году Милдред действительно забеременела, однако произвела на свет ужасного уродца, который скончался через три дня. Семейная жизнь Чаплинов стала фальшивой. Милдред и раньше замечала толпы юных актрис, проходивших сквозь гримерную Чарли. Тогда, оставив супружеское ложе, она стала делить его с пользовавшейся дурной славой лесбиянкой Аллой Назимовой. Последовал развод.
Чарли уверял, будто голова Милдред «забита девчоночьими глупостями». Поэтому он временно изменил своим привычкам и сблизился с более опытной женщиной.
Бывшая девочка из ревю «Шалуньи Зигфелда» Пегги Хопкинс Джойс имела за спиной пять браков и три миллиона долларов в банке, заработанные в супружеской постели и во время бракоразводных процессов. Наверное, понятие «золотоискательница» придумали для определения именно таких, как она. В душе Пегги была простой девушкой, которой, по ее словам, хотелось иметь дом и детей. Тем не менее, она безжалостно разбивала мужские сердца. В Париже один молодой человек покончил жизнь самоубийством после того, как Пегги променяла его на богатого преуспевающего французского издателя Генри Летайлера.
Познакомившись с Чаплиным, она первым делом спросила:
«Правда ли то, что говорят о вас женщины?»
Чаплин гордился щедрым даром природы, называя свой пенис «восьмым чудом света», и считал себя сексуальной машиной в образе человеческом. Кроме того, он стимулировал себя чтением пассажей из «Фанни Хилл»* и хвалился тем, что может всего лишь с минутными перерывами заниматься любовью пять или шесть раз подряд.
* «Фанни Хилл. Воспоминания любовницы» — популярный роман английского писателя Джона Клеленда (1709—1789), изобиловавший откровенными любовными сценами, который впервые вышел в 1749 году.
Чарли и Пегги отправились на остров Каталина. Там они нашли уединенную бухту, в которой могли купаться нагишом вдали от любопытных глаз — во всяком случае, они так считали. В действительности же новость о том, что Чаплин, ставший к тому времени знаменитостью номер один в мире, резвится нагишом с женщиной, быстро распространилась вокруг. Собираясь на близлежащем холме, местные жители наблюдали за парочкой в мощный бинокль. Через некоторое время все бродившие по острову похотливые козлы стали именоваться не иначе как «Чарли».
Вскоре Пегги нашла себе более богатую жертву в образе Ирвинга Талберга*. Тем не менее, Чарли сумел извлечь из своего краткого романа много полезного — в фильме «Парижанка» («А woman of Paris») он использовал яркие воспоминания Пегги из жизни пожирательницы огромных состояний.
* Талберг, Ирвинг Грант (1899—1936) — кинопромышленник, продюсер. В 1937 году Американская академия кинематографических искусств и наук учредила премию Талберга за выдающийся вклад в кинопромышленность.
II
В отведенных для голливудских сплетен газетных полосах имя Чарли связывали с Тельмой Моран Конверс, Лайлой Ли, Анной К. Нилссон, а также художницей и писательницей Клэр Шеридан, кузиной Уинстона Черчилля. Клэр Шеридан вылепила бюст Чаплина. Его пресс-секретарь Карлайл Робинсон отрицал их любовную связь, мотивируя это тем, что «по возрасту миссис Шеридан, возможно, даже старше матери мистера Чаплина» — словом, совсем Чарли не пара.
Слухи о помолвке с нью-йоркской актрисой Мей Коллинс рассеялись так же быстро, как и возникли. Красивую актрису Клэр Виндзор тоже считали невестой Чарли, пока та вдруг внезапно не исчезла. Чарли присоединился к поискам и даже дал объявление о вознаграждении, но позже выяснилось, что вся история с таинственным исчезновением была затеяна с единственной целью — привлечь его внимание.
В Берлине в 1921 году Чаплин познакомился с восхитительной польской актрисой Полой Негри, которая обладала ослепительно яркой внешностью — черными как смоль волосами, ровными белыми зубами и прелестными губками. Особенное впечатление на Чарли произвел ее голос, хотя по-английски она произносила лишь единственную фразу: «Джаз-мальчик Чаплин».
«Я влюбился в Полу, как только ее увидел, — вспоминал он. — Й не признался ей в этом лишь потому, что слишком робел. Но я сказал, что не встречал никого прекраснее, и уверен — она разгадала мою тайну».
Чаплин умудрился выразить все это тремя словами, которые знал по-немецки, и четыре дня провел в Берлине вместе с Негри. Затем, почти на целый год, их разделил Атлантический океан.
«Для счастливого романа океан — ужасное препятствие», — жаловался Чарли.
Когда Пола наконец появилась в Голливуде, Чарли стал сознательно избегать ее, отлично понимая, что получится, если они снова встретятся.
«Не печально ли то, как мы инстинктивно чувствуем предназначенное нам судьбой?» — вопрошал он.
Но не пересечься с нею в октябре 1922 года на голливудском балу в «Экторе Фонд Пэджент» Чаплин никак не мог. Пола играла на сцене Клеопатру, а Чаплин дирижировал оркестром. «Довольно странно, что мы не столкнулись с Чаплиным на репетициях, — вспоминала Пола. — Только на самом спектакле я увидела его с дирижерской палочкой. Я направилась к Чарли, глядя ему в лицо, и внезапно поняла, что больше года люблю его, даже не догадываясь об этом».
III
Чарли тоже был глубоко потрясен.
«Когда в тот роковой день я увидел, как она шествует ко мне во всем своем великолепии, я уже не мог больше сдерживаться, — признался Чаплин. — Меня заполнило что-то невыразимое. Я чувствовал себя так, будто тону — и в то же время был счастлив, как никогда».
После Спектакля они встретились, а на следующий день Чарли приехал к актрисе домой.
«Вскоре я признался ей в любви и, к моим удивлению и радости, узнал, что Пола чувствует ко мне то же самое», — написал Чаплин.
После этого они стали неразлучны. Пресса трезвонила о романе короля комедии с королевой трагедии. Джесси Ласки* из кинокомпании «Парамаунт» сообщил о том, что ее контракт не препятствует замужеству, а папа римский расторг предыдущий брак Негри с польским графом Домаска. Для того чтобы объявить о помолвке с Чаплиным, Пола устроила пресс-конференцию. Чарли краснел и смущался, Прильнув к его плечу, невеста делилась свадебными планами.
Ласки, Джесси Луис (1880—1958) – кинопродюсер, один из основателей студии «Парамаунт».
Ходили слухи, будто на самом деле парочка уже обвенчалась год назад в Европе. Затем, через пять недель после пресс-конференции, Чарли вдруг сообщил, что «слишком беден, чтобы жениться». Пола пришла в отчаяние.
Читайте продолжение в следующей заметке.
А пока, не теряйте время и ставьте «палец вверх». Не забудьте нажать подписаться. Нам еще есть чем вас порадовать, давайте не терять связь! До скорых встреч!