Найти тему
6000 миль до Голливуда

Хребет дьявола

Оглавление

(2001, Испания)

Суровые испанские muchachos: прямо во дворе их приюта торчит неразорвавшаяся авиабомба, но никто никуда не убегает. И правда, зачем? Экая невидаль, да мы на ней гвозди выпрямляем.
Суровые испанские muchachos: прямо во дворе их приюта торчит неразорвавшаяся авиабомба, но никто никуда не убегает. И правда, зачем? Экая невидаль, да мы на ней гвозди выпрямляем.

До того, как породить свой душераздирающий шедевр "Лабиринт Фавна", мексиканец Гильермо дель Торо сначала "потренировался на кошках". Или, говоря иначе, снял "Хребет дьявола" - фильм, который во многом сродни "Фавну", поскольку действие в нём тоже происходит во время Второй Мировой войны во франкистской Испании, все его главные герои тоже дети (разве что не девчонки, а пацаны) и в него опять-таки вплетена мистика. Впрочем, на этом сходство двух картин заканчивается и никаким самоплагиатом тут, естественно, не пахнет. Да и сказкой "Хребет", в отличие от "Фавна", не притворяется, ни поначалу, ни вообще. Не считая местного призрака, который не столько нас пугает, сколько добавляет в сюжет нервозности, иных фантастических допущений дель Торо сюда не вводил. Если, конечно, не считать фантастикой невероятное хладнокровие всех обитателей детского приюта, где разворачиваться эти события. Представьте себе, прямо посреди их двора уже месяц торчит неразорвавшаяся авиабомба, внутри которой еще и что-то тикает, однако всем на нее начхать. С одной стороны, да, согласен: это просто офигенная художественная деталь. Но с другой, абсолютное спокойствие живущих рядом с тикающей бомбой взрослых и детей лично мне показалось слишком уж немотивированным.
(Тем из вас, кто после этих строк тут же вспомнил подобную неразорвавшуюся бомбу, только атомную, и выстроенный вокруг нее город Мегатон из Fallout 3 - да, есть у меня большое подозрение, что создатели игры сперли эту идею именно отсюда).

Ох уж эти кровожадные приютские дети!  Воспитателю без двустволки здесь даже шагу ступить нельзя.
Ох уж эти кровожадные приютские дети! Воспитателю без двустволки здесь даже шагу ступить нельзя.

Сюжетный каркас у "Хребта дьявола" тоже посложнее, чем в "Лабиринте Фавна". Помимо типичных подростковых страстей, кипящих среди воспитанников приюта, и надоедающего их призрака, дель Торо разыгрывает параллельно еще и взрослую историю, гораздо более запутанную и многослойную.
Итак, пожилой приютский доктор влюблен в одноногую и тоже немолодую директрису, да только как любовник он уже никудышный. Поэтому любвеобильная директриса тайком от всех кувыркается в постели с бывшим воспитанником, который, повзрослев, остался здесь в качестве наставника. Тот в свою очередь обручен с молоденькой наставницей, которая вроде бы ничего плохого за женихом не подозревает. А он между тем подбирается тайком к сейфу директрисы (ради чего, собственно, с нею и спит), где она хранит золото. Которое является чем-то типа партизанского общака, ведь в приюте в основном живут дети бойцов, павших в борьбе с режимом Франко. Поэтому, само собой, и директриса, и доктор тоже участвуют в сопротивлении и рискуют угодить под расстрел, стоит лишь их секретам всплыть на поверхность.
"Детская" линия фильма заметно попроще, хотя и с привидением, но когда она в конце концов переплетается со "взрослой", маховик этой истории разгоняется до таких смертоносных оборотов, что концовку ждешь буквально с содроганием. И Гильермо всё делает грамотно. Понимая, что нельзя спускать развязку такой картины на тормозах, он, наоборот, поддает ей на финишном спуске еще больше газу. И демонстрирует всем в 2001-м году, как будут выглядеть финалы подобных фильмов в 21 веке, если, конечно, их режиссеры намерены маршировать в ногу со временем, а не хромать в арьергарде, оглядываясь на морально устаревшие киностандарты.

Всё еще думаете, будто Гильермо дель Торо снимает детские фильмы? Что ж, тогда эта немолодая  одноногая эротоманка из "Хребта дьявола" окончательно разубедит вас в этом.
Всё еще думаете, будто Гильермо дель Торо снимает детские фильмы? Что ж, тогда эта немолодая одноногая эротоманка из "Хребта дьявола" окончательно разубедит вас в этом.

Как бы то ни было, два упрека к дель Торо сегодня тоже будут.
Первый: жаль, что в испанском кино к детскому кастингу подходят не так педантично, как в высшей лиге Голливуда. Поэтому игра детей в "Хребте дьявола", увы, оставляет желать лучшего. Особенно она режет глаз и ухо, когда в кадре появляются более двух подростков. Потому что с одним-двумя режиссер, мы видим, еще работал, но заставить играть как положено одновременно нескольких оболтусов у него терпения явно не хватало.
И вторая претензия: так и не выстрелившее, главное "ружье" фильма. Зачем тогда, спрашивается, его повесили на стену и уделяли ему так много внимания? Решительно непонятно.

***

В общем, если вам нравится "Лабиринт Фафна", но вы пропустили эту менее известную ленту дель Торо, то она тоже гарантированно вам понравится. Тем более, что режиссер и вовсе считает ее лучшей из всех своих фильмов - согласитесь, более мощной рекомендации к просмотру "Хребта дьявола" и не придумать.

Если вспомнить, каких монстров и призраков порождала буйная фантазия дель Торо в его последующих фильмах, то в сравнении с ними здешнее привидение выглядит  прямо-таки скромным обаяшкой.
Если вспомнить, каких монстров и призраков порождала буйная фантазия дель Торо в его последующих фильмах, то в сравнении с ними здешнее привидение выглядит прямо-таки скромным обаяшкой.