В публикациях мы с вами неоднократно обсуждали «сирийский вопрос» в частности и Ближневосточную проблему в целом. Насколько нам известно, на предстоящей встрече глав России и США в Хельсинки, одним из главных вопросов в повестке двух Президентов будет именно – военный конфликт в Сирии и нормализация ситуации на Ближнем Востоке.
Основной этап боевых действий в Сирии можно считать завершенным, продолжаются зачистки, но с ними вполне справляются правительственные войска. Еще в декабре 2017 года, Президент России приказал руководству Министерства Обороны начать вывод российского группировки войск из САР. Президент России считает, что российская армия «блестяще справилась с поставленной задачей».
28 июня на торжественном приеме в честь в честь выпускников военных вузов в Кремле, Владимир Путин заявил: «Мы начали вывод наших подразделений еще во время моего приезда на пункт базирования Хмеймим. Этот вывод продолжается и сейчас». В июне 2018 года, территорию Сирию покинули 1140 российских военнослужащих, 13 самолетов и 14 вертолетов.
Сирийские правительственные войска взяли под контроль почти всю территорию своей страны. Основные очаги сопротивления боевиков в центральных областях – ликвидированы. Основные театры боевых действий будут разворачиваться на юге страны в районе Эт-Танафа – подконтрольного США, на которой, под руководством военных специалистов США проходят подготовку исламские террористы и на границе с Израилем.
Остро стоит проблема курдов, финансируемых и вооружаемых Госдепом. Иран, против которого ввели санкции США (которые были отвергнуты большинством стран Евросоюза) имеет огромное влияние в Сирии, и практически ведет религиозную войну против Израиля, что не может не волновать как Руководство Израиля, так и Дональда Трампа. На сегодняшний день в Сирии размещено порядка 10 иранских военных баз, две в непосредственной близости к Израильской границе. На территории иранских военных баз расположено порядка 20 тысяч солдат, преимущественно шиитов, а это можно рассматривать как реальную угрозу для Израиля. Ряд американских и израильских экспертов считают, что Иран попытается превратить Сирию в плацдарм войны Ирана и «Хизбаллы» против Израиля, в этой возможной войне Израилю придётся столкнуться уже не только с количественной, но и с качественной угрозой для своих территорий.
Но, давайте вернемся к Российскому контингенту. Да, наша страна сокращает свое военное присутствие, но два российских военных объекта: авиабаза Хмеймим и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, продолжают функционировать в полном объёме. Остаются и войска ПВО — дивизионы зенитных ракетных систем С-400 «Триумф» (в Хмеймиме и Масьяфе), батарея зенитного ракетного комплекса С-300В4 (прикрывает Тартус), некоторое количество зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Это не маловажно, так как израильские ВВС, постоянно наносят удары по территории САР, да и США, несмотря на постоянные заявления о выводе своих войск вряд ли оставят этот регион полностью.
Самое главное – Сирию надо восстанавливать, страна разрушена почти полностью. За семь лет войны в Сирии уничтожена практически вся инфраструктура, огромное количество населения покинуло страну. Президент Сирии неоднократно заявлял, что не допустит европейские компании, а в особенности США и их союзников к восстановлению страны. В интервью телеканалу НТВ, Башар Асад подчеркнул, что заявления европейских политиков о том, что они «не дадут ни цента на восстановление Сирии, пока Асад находится у власти», — это «лучшее заявление Запада за все время войны в Сирии». «Лучшее потому, что они не будут частью восстановления Сирии, мы просто не позволим им это сделать». А вот для своего стратегического партнера – России, Сирия открывает свой рынок природных ресурсов. Если до войны разработка и добыча нефтегазовых месторождений полностью контролировалась крупнейшими американскими компаниями Pecten и Marathon, (напомним вам, что Сирия это страна занимающая 33 место в мире по доказанным запасам нефти, страна фактически контролирующая транзит нефти из Саудовской Аравии и Ирака и обеспечивающая минимум 15% импорта нефти в страны Евросоюза.) теперь этот контроль перешел к России. 10 июня 2018 года Минэнерго РФ сообщило, что российские газовые и нефтяные компании начали геологическую разведку месторождений в Сирии, сейчас занимаются «СТГ-инжиниринг», «Зарубежнефть», «Зарубежгеология», «ВО «Технопромэкспорт». Российско – Сирийская компания по возрождению нефтедобычи в САР – началась. США и их союзники исключены из сирийского рынка полностью! Гроссмейстер Владимир Путин сделал свой ход, ждем ответа.
Александр Захаров