Отношения с английским языком развиваются непредсказуемо. После быстрого старта учащиеся сталкиваются с различными трудностями и начинают сбавлять обороты, а то и вовсе сходят с дистанции. И дело не в лени или отсутствии способностей. На путь неудач толкают системные недостатки российской системы образования, но мы научились с ними справляться. Для начала рассмотрим пять основных проблем, усложняющих изучение английского языка в школе и на курсах – возможно, в одном из описаний вы узнаете себя!
Английский язык не так прост, как кажется, но трудности не должны становиться преградой
1. Неверная постановка цели
Правильное целеполагание – половина успеха. Определитесь, чего вы хотите от занятий – и поймете, ведет ли вас учитель в нужном направлении. К примеру, родители часто ориентируют детей на хорошие оценки, хотя практика показывает, что знать язык и получать пятерки за домашние задания, хорошую память и активность на уроках – совсем не одно и то же.
Учите английский не для шефа, а для пользы дела – и попадете в яблочко!
Школьные программы и методики преподавания отстают от современных реалий. Школа не учит эффективному общению на английском языке, а значит, ни успеваемость, ни сдача ЕГЭ не может быть самоцелью. Делайте ставку на реальное знание языка и наработку базовых компетенций – говорения, аудирования, чтения и письма.
Неверные цели сбивают с толку не только детей, но и взрослых. Если вы пришли на курсы ради карьерного и личностного роста, концентрируйтесь на скиллах, которые важны для бизнеса и профессионального совершенствования.
2. Недостаточная мотивация
Изучение иностранных языков предполагает непрерывную тренировку речевых навыков. Если вы часто пропускаете уроки, не успеваете выполнять домашние задания, а от учебника вечно что-то отвлекает, задумайтесь о мотивации. Внятно объясните самому себе, ради чего вы все это затеяли – наверное, ради головокружительных перспектив, которые открывает знание английского? Когда каждое выполненное упражнение станет шагом, приближающим к мечте, у вас сразу найдется время и силы для занятий, а новые слова будут запоминаться легко и непринужденно.
У детей до 10–12 лет преобладает игровая мотивация – удовольствие от процесса. Младшеклассники живут большей частью «здесь и сейчас», и отвлеченные картины светлого будущего их не слишком вдохновляют. Тем не менее, когда на курсах интересно и весело, дети схватывают все на лету.
Английский язык приближает к исполнению мечты – это вдохновляет!
Получать удовольствие от занятий – лучшая мотивация для детей!
3. Синдром Русалочки: «Все понимаю, а говорить не могу»
К нам часто обращаются люди, которые за несколько лет занятий так и не осмелились заговорить, хотя с лексикой и грамматикой у них все в порядке. Сложности с говорением на иностранном языке могут быть связаны с недостаточной практикой речевого навыка или быть следствием трудностей с коммуникацией на родном языке. Если говорить про детей, то иногда причина кроется в слабой жизненной, культурной, эмоциональной базе ребенка. Если ребенок готов взахлеб делиться с вами своими впечатлениями на русском, то и на английском у него вряд ли возникнут трудности, он всегда оформит свою речь даже элементарными предложениями.
В лингвистическом центре Lexxis мы ориентируемся как раз на говорение, а за распределением коммуникативных ролей следят опытные преподаватели. Даже не надейтесь отсидеться в уголке: вам предстоит активно упражняться в диалогах и монологах, выдвигать и оспаривать идеи, обсуждать острые вопросы и парировать на ходу. Азарт разрушает психологические барьеры!
Говорение здесь занимает самую значимую часть урока, а коммуникативный подход в обучении позволяет даже грамматику изучать в общении. Регулярное участие в дискуссиях придает голосу уверенность и помогает быстро находить нужные слова.
Научиться говорить по-английски несложно – главное начать!
4. «Писательский ступор»
У руководителей, торговых представителей и предпринимателей другие заботы – они могут бегло говорить по-английски, общаться с партнерами и клиентами, но порой не способны написать письмо или подписать открытку. Делая акцент на разговорной речи, некоторые языковые школы почти не уделяют внимания письму и грамматике, и в результате учащиеся не могут оформить свою речь в письменном виде.
Коммуникативный подход облегчил изучение грамматики: новые конструкции запоминаются и усваиваются легко, если их смысл выводится интуитивно из речевой ситуации, а не из свода скучных правил.
Благодаря интернету у большинства взрослых нет барьера в использовании письменной речи. Публикуя посты на англоязычных форумах, в соцсетях и на сайтах знакомств, вы получаете обратную связь от носителей языка, а в качестве бонуса прилагается глубокое знание живой разговорной лексики и сленга, которое не дает ни один словарь.
Форумы и социальные сети перестанут быть бесполезной тратой времени, если общаться по-английски!
Перлы из экзаменационных сочинений: автору этих строк следует больше работать над письменной речью
5. Ограниченный словарный запас
Скудный словарный запас удерживает вас в рамках бытового общения. Хотите подняться выше уровня Elementary – постоянно расширяйте лексикон. Но не стоит впадать и в другую крайность, стараясь запомнить как можно больше заковыристых слов. Пополнение словарного запаса должно идти в одном темпе с изучением грамматики и правописания.
Пока новые слова не затерялись в недрах памяти, спешите перевести их из пассивного в активный лексикон и как можно чаще употребляйте их в речи, переходя от простых тем к более сложным, но не забегайте вперед. Наращивать словарный запас следует на прочном фундаменте базового лексикона и трех основных времен – встраиваясь в существующую систему знаний, трудные для запоминания слова не выветрятся из головы.
Пополняя словарный запас, опирайтесь на реальные знания и не пытайтесь объять необъятное!
Интегрированный коммуникативный подход к преподаванию английского языка в лингвистическом центре Lexxis обеспечивает быстрый прогресс и сбалансированное развитие речевых навыков. Неразрешимых проблем для нас не существует – всякий стеклянный потолок можно разбить!