Что такое темперамент?
Темперамент—это то, с чем мы рождаемся, набор черт, которые делают каждого из нас уникальным и определяют наши реакции на события.
Это заметно уже на детской площадке: один ребёнок сразу отбирает понравившиеся игрушки, другой старается организовать общую игру, а третий ни за что не отпускает маму и видит в других детях угрозу. Они такими родились.
Важно, чтобы родители поняли и приняли темперамент своего ребёнка, как цвет глаз, форму носа или наличие родинок. Воспитанием можно в определённых пределах корректировать поведение, но первая внутренняя реакция всегда будет зависеть от того темперамента, который заложен в человеке с рождения.
Как родителям понять темперамент ребёнка?
Сосредоточимся здесь на четырех основных чертах: интенсивность реакции, уровень активности, отношение к неудачам, реакция на изменения и реакция на новых людей.
Мы будем описывать крайние проявления этих черт.
1. Интенсивность реакции
Реактивные дети заявляют миру о своих чувствах громко и ясно. Они могут визжать от радости или кричать, бросать и ломать вещи, когда злятся.
Дети с низкой интенсивностью реакции предпочитают тишину и редко суетятся, спят больше, показывают свои эмоции только небольшими изменениями в выражении лица или тоне голоса.
Обе крайности создают проблемы.
Постарайтесь “расшевелить” мало эмоционального ребенка: привлекайте его внимание к событиям. Выбирайте музыку с динамичным ритмом. Используйте разные интонации во время чтения. Придумывайте игры, где надо что-то делать по очереди. Танцуйте с ним и занимайтесь спортом. Обсудите людей активных профессий: гимнасты в цирке, спортсмены.
Чтобы успокоить реактивного малыша, дайте понять, что слышите его, даже если он говорит спокойно, а не кричит (полного спокойствия, безусловно, требовать не нужно, это и взрослому не под силу). Музыка и освещение должны быть мягкими. Старайтесь предвидеть взрывоопасные ситуации и избегать их еще до возникновения. Отвлекайте. Просто обнимите. Следите за режимом сна. Заканчивайте активные игры минимум за час до сна. И занимайтесь спортом :)
2. Отношение к неудачам
Здесь на одном краю спектра дети, которые пытаются добиться результата снова и снова, несмотря на неудачи. На другом - те, кто после неудачной попытки готов сдаться, расплакаться или начать крушить всё вокруг, бросить неудавшееся и заняться чем-то другим.
Если ребёнок не настойчив: Примите чувства: “Трудный пазл. Так злит, когда кусочкам никак не находится место”. Не подсказывайте решение, стимулируйте подумать, повторите попытку позже. Порой после перекуса или после сна всё получается.
Настойчивого ребёнка, вероятно, не потребуется подбадривать, чтобы он пробовал снова и снова. Но вы можете, например, показать ему другой вариант той же игры или другой способ сделать то, что не получается.
Продолжение следует
Понравилась статья? Жмите "палец вверх" и подписывайтесь на канал!