Пару лет назад в Яндекс появился перспективный мальчонка, о котором быстро стало известно, что он хороший парень среди корпоративных долгожителей: и на лыжах с тобой покатается, и про день рождения не забудет, и всегда бесхитростно поинтересуется, как дела. Его называли Иван-Многообещающий.
На предыдущем месте работы - в "Альфе" - Иван появлялся на пороге любого проекта, в котором он мог засветиться перед CEO и акционерами банка, обещая и бигдату, и машинное обучение, и искусственный интеллект. Но дальше обещаний и пересказов TechCrunch дело не доходило. Иван выглядит, как классический бесхитростный дурачок: подкупающий взгляд голубых глаз, соломенные волосы, голова похожая на чугунок и открытая улыбка. Киллер-фичей мальчонки был рост, который магически действует на руководителей маленького роста. Малоростики уверены, что высокий чувак дураком быть не может, он вселяет в них уверенность в будущем.
В Яндексе мальчонка ведром выловил щуку: его собеседовал лично Миша Парахин, которого в компании именуют не иначе как Император (впрочем, кличку этот человек выбрал себе сам - просто в один прекрасный день сделал себе такую корпоративную почту).
Непонятно, что подействовало на Императора: рост мальчонки (Император хоть и велик, но не высок), вид бесхитростного, исполнительного дурачка или диплом Бауманки, но Император стал мальчонке крестным яндекс-отцом и стал всячески его продвигать, пододвинув непосредственно под себя.
Правда длилось это недолго, мальчонка оказался слишком хлопотным и настырным: любил делиться мудростью, вычитанной в модных книжках и настаивать на том, что именно так и нужно делать, как уже кто-то сделал когда-то. Поэтому Император поручил мальчонке заниматься маркетингом, который в представлении Императора не особая наука, разберётся и дурачок, про скачивания и установки, но там нужны свои люди, так как от них зависит успех Империи, и переместил назойливого Ивана под более умного и спокойного руководителя.
Но здесь Ивана было уже не остановить. Через пару месяцев перфоменса, дурачок уже считал себя маркетинг-директором Яндекса и сокрушался по двум вещам.
Какого черта он ходит под человеком, который в его представлении
посредственность, а не под самим Императором, а лучше Воложем.
И почему в топ-100 менеджеров в категории маркетинг-директоров посредственный Степанов, а не его ивановское величие.
За год в должности маркетинг-директора (в сознании мальчонки он всё-таки был маркетинг-директором — и это при Степанове и Себранте! — которые официально носили ленту и орден маркетинг-директора Яндекса, только один маркетинг-директор, а другой директор по маркетингу).
Иван за время приближённости к Императору отметился тремя вещами.
За год он не смог нанять ни одного человека, даже обладая бюджетами Яндекса, нетворкингом лучших хантинговых агентств и всеми известными рынку Яндекс-плюшками. Дурачок, конечно, искал себе человека, который реально разбирается в маркетинге, бренде и PR, но такого, чтобы не хотел личной славы и не отсвечивал перед Воложем и Императором. Перебрав за год весь рынок, даже тех, о существовании которых все забыли, мальчонка объявил рынок России выжженной землей. На рынке же «найм Зимина» стали считать тестом на интеллект. Ждали тех, кто согласится на оффер Зимина, чтобы понять, кому сдать официальные телеграммы на первое апреля. Чувак такой всё-таки нашёлся, в ДубльГис.
Даже тех, кого нанимали другие люди и принудительным порядком переводили под него, мальчонка умудрялся уморить за три месяца. Так как, по большому счёту, ему на людей плевать, они нужны только для того, чтобы на них сваливать неудачи и присваивать их победы. Иван брал любого, доставшегося ему чудом человека и затыкал им какую-нибудь дырку. Имена людей под собой мальчонка не запоминает и внятно объяснить, кто чем у него занимается, не может. Чуваки, которым не посчастливилось оказаться под Зиминым, говорят о том, что за 3-4 месяца он не смог найти время, чтобы встретиться с ними и поговорить о целях работы. Но при этом мальчонка оказывался во всех группах со своим strong opinion, где лично Волож мог заметить его амбиции и талант.
Мальчонка запросто присваивал себе всё хорошее и скармливал любого чувака из-под себя в случае, если что-то пошло не так. Хотя плохое, как правило, случалось только из-за его сильного мнения, найденного в книжках. Так, мальчонка присвоил себе успех запуска «Яндекс-Королев», над которым работала огромная сборная команда под руководством менеджеров продуктов и инфраструктуры. А затем записал себе в достижения YaC–2018. Присвоение успеха Королева прокатило, потому что никто не знал дурачка с открытым взглядом во всем его видовом разнообразии и решили поощрить его авансом.
YaC был присвоен уже более профессионально. Мальчонка взял на себя речь Воложа, а Волож, как любой нещадно стареющий акционер уверен, что успешный YaC — это исключительно его успешная речь. Речь, как мы помним, многих заставила улыбнуться, потому что доколе компания про будущее и технологии будет надрачивать на прошлое, как исторический архив, вспоминая о том, какими когда-то они были революционными и прекрасными. Плюс, Аркадий Юрьевич истово хочет любви и обожания, всё по той же причине возраста, когда уже не хочется считаться плохим, а хочется в серебряном плаще парить на облаке-единороге из восхищения. На этот случай у Ивана был припасён огромный, тёплый, натренированный и слегка шершавый язык. Настолько выдающийся и профессиональный, что вся Кремлевская рать стыдливо топчется в сторонке. Этот язык так приятно лижет эго Воложа, что тот чувствует себя Богом PR и маркетинга, а посему и Ивана-дурачка, взращивающего в нем это приятное чувство, провозгласил профессионалом в PR.
Иван тут же искренне и с пиететом принял на себя звание Боженьки в PR.
Мальчонка оказался настолько хорош и перспективен, что пару недель назад под ним оказался PR Яндекса. Но так как мальчонка сильно не умный, а потому мстительный, он начал с того, что устроил геноцид всем, кто в PR и в маркетинге посмел отметить, что ивановское величество голое и сильно неумное. И даже более — откровенный дурак с очень сильным мнением по поводу всего. Поэтому сейчас, видимо, мы будет наблюдать массовый исход людей из коммуникаций Яндекса. Потому что Яндекс поделился на два лагеря: оптимисты ждут, что амбициозный дурачок наметит себе новую цель, достойную величины его личности и проползёт каким-нибудь чудом в какой-нибудь зарубежный ИТ-бренд или, дай Бог, свалит очередным вице-президентом в Mail. Лагерь реалистов понимает, что из-за отсутствия хоть какой-нибудь функции самокритики в его мозге, мальчонка в скором времени решит, что раз маркетинг и PR теперь его, то почему бы ему не стать CTO, не просто же так он Бауманку кончал и с таким вожделением нализывает Аркадию Юрьевичу, натравливая того на нелюбовь к тем немногим профессиональным людям, которые ещё остались и искренне стараются омолодить коммуникации Яндекса. Поэтому шансы, что он сместит знаменитого Императора с трона CTO высоки, а потому лучше покинуть этот праздник Содома и Гоморры и просто выйти из компании. И выходят.
В общем, резня, интриги, отравления ядом в Яндексе в самом разгаре, а парень со светлыми глазами ползёт к своей цели из дурака в Царевичи, неудержимо упиваясь собственным влиянием на всех Императоров и Царей.