Выставки, конгрессы, конференции, форумы — главные события для расширения бизнес-сети компании. Но стоит быть осторожными в деловом общении — первое впечатление исправить очень сложно. Каких ошибок на B2B-мероприятиях надо избегать, расскажем в блоге Protoplan.
На масштабной выставке или конференции нетворкинг — обязательный пункт меню. И хорошо развитая бизнес-сеть контактов помогает компании не только заработать имидж, продавать больше, но и находить квалифицированных сотрудников.
Отправляясь на очередную выставку или форум, не упускайте возможности обменяться контактами и пообщаться с новыми людьми, даже если это конкуренты компании. Но есть ряд моментов, на которые стоит обратить внимание в деловом общении — огрехов не избежать, но фундаментальные правила диалогов с участниками выставки соблюдать все же стоит, чтобы не испортить первое впечатление.
Ошибка № 1: прийти на выставку неподготовленным
С кем я намерен встретиться на выставке? Кто уже зарегистрировался? О чем пойдет речь в деловой программе? Кто организатор выставки? У меня хватит визитных карточек, чтобы обменяться с людьми? Какие услуги организатор выставки предлагает участникам, чтобы организовать нетворкинг? Что публикуется в социальных сетях о событии, кто и что говорит? Это короткий список вопросов, на который участнику выставки надо ответить, прежде чем прийти туда лично. Хорошая подготовка позволит чувствовать себя уверенно в диалоге с любым собеседником. Более того, вы можете связаться с участниками выставки еще до мероприятия, назначить встречи или обсудить какие-то вопросы, чтобы завязать заочное знакомство.
Ошибка № 2: Судить и недооценивать людей на выставке по первому впечатлению
Легко по первому впечатлению делать вывод, кто из участников выставки интересен и полезен вам или наоборот. Но как часто вы были неправы? Не совершайте ошибку, которую допускает большинство. Психолог и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман однажды сказал: «Если ваше первое впечатление ошибочно, то потребуется время, чтобы понять это, поскольку ваши ожидания, как правило, самореализуются». Поэтому поспешные однозначные выводы недопустимы. Постарайтесь общаться с посетителями и участниками выставки как можно более непредвзято и не позволяйте себя обманывать. И помните, что кто-то может быть просто интровертным или не чувствовать себя комфортно на мероприятиях, но при этом быть для вас очень важным контактом.
Ошибка № 3: Читать визитку участника выставки у него на глазах
Если вам вручают визитную карточку, рассматривать ее при собеседнике или сразу положить в карман — признак не просто дурного тона, например, в Японии. Это говорит о неуважении. В западном мире это тоже считается не комильфо, поэтому принимайте визитки, глядя в глаза, жмите руку и начинайте смотреть на карточку уже после того, как попрощались с человеком. Если на выставке у вас возможны встречи с иностранцами, почитайте о деловом этикете в этих странах. Это оградит вас от демонстрации плохих манер.
Ошибка № 4: Постоянно говорить о себе или о своей компании на выставке
Вы ведь тоже не любите, когда собеседники в деловых переговорах не умолкают и только и говорят, что о достижениях своей фирмы? Вольтер знал, что «судить человека надо по его вопросам, а не ответам». Поэтому умение задавать открытые вопросы и активно слушать собеседника на выставке — это ключ к хорошему разговору. Вы не только узнаете много полезной информации, но и доставите потенциальному клиенту или партнеру по бизнесу большое удовольствие от беседы.
Ошибка № 5: Влезать в чужой разговор в нетворкинге на выставке
Если два человека разговаривают друг с другом, нельзя вмешиваться — это общее правило хорошего тона. Даже если вам есть что сказать. Такой поступок воспримут как невежливый, и это дурно скажется на репутации. А вот если в беседе на выставке или даже в нетворкинг-пространстве задействовано как минимум три человека, вы уже можете скромно попросить присоединиться.
Ошибка № 6: Врать о себе или о компании на выставке
«Попытаться скрыть ошибку ложью — это как заменить пятно дырой», — сказал Аристотель, и был прав. И это утверждение актуально даже в наше время «альтернативных фактов», когда истина где-то рядом, а все, что пишут в интернете, может показаться правдой. Чаще всего ложь вскрывается, особенно когда вы стараетесь произвести хорошее впечатление на собеседника на выставке, завышаете показатели компании или говорите, что знаете людей, которых никогда не встречали. Честность — это путь вперед. Если вы чего-то не знаете, лучше держать язык за зубами. А еще лучше — спросить мнение собеседника.
Ошибка № 7: Не дать визитку на выставке собеседнику, которого вы не посчитали значимым
Такую ошибку совершают многие не только на выставках, но и на любых публичных мероприятиях. Особенно остро этот вопрос стоит на нетворкинге. Помните: даже если это не особо приятный, полезный или интересный разговор, вы должны вежливо дать собеседнику свою визитку. Это правило, которое никак нельзя нарушать. Иначе вы продемонстрируете вопиющий непрофессионализм. Поэтому накануне выставки стоит хорошенько проверить, действительно ли у вас достаточный запас визитных карточек.
Ошибка № 8: После выставки у общения нет продолжения
Хорошая беседа на выставке, в ходе нетворкинга и любой деловой встречи всегда должна иметь продолжение. Не обязательно назначать новую встречу, особенно если собеседник не в приоритете среди ваших планов. Пусть это будет сообщение в соцсетях, электронное письмо на крайний случай. А в лучшем случае — телефонный звонок или все-таки новая встреча, если вам действительно есть о чем поговорить после выставки. Укрепляйте контакты. Кто знает, какой из них вам пригодится.
Ошибка № 9: Не обратиться к собеседнику с выставки по имени
Многие не запоминают имена случайных знакомых, но когда вы работаете на выставке или в нетворкинге, это непростительно. Не запомнили с первого раза? Не стесняйтесь переспросить и даже записать, пошутите, что у вас плохая память на имена. Это будет не так страшно, как если бы вы позвонили человеку и не смогли назвать его по имени. То же касается и названия компаний.
Ошибка № 10: Отвечать собеседнику на выставке неопределенно, если речь идет о вас или о компании
Не вводите собеседников в заблуждение, особенно на выставках и нетворкинге — это очень узкое деловое поле, где дурные новости разлетаются со скоростью света. Не давайте ложных обещаний. И не отвечайте уклончиво на вопросы, которые вам задают участники выставки. Если вы не можете ответить, лучше сказать об этом прямо. Если клиент спрашивает экспонента о продукте, он хочет получить четкий и понятный ответ. Если у вас не хватает компетенции, перенаправьте клиента к техническому специалисту, но не в коем случае не «лейте воду» и не утомляйте собеседника слишком большим количеством деталей. Как сказал Эйнштейн, «если вы не можете что-то объяснить простым языком, вы не понимаете это достаточно хорошо».
Подобрать для участия выставку с нетворкингом и грамотно выстроенной деловой программой для участия своей компании проще всего с помощью нашего онлайн-каталога Protoplan среди почти 20 тысяч выставок из всех стран планеты. Для этого наши специалисты регулярно обновляют статистику мероприятий и актуализируют контакты.
Еще одна наша разработка, которая поможет даже новичкам хорошо подготовиться к выставке с нуля — онлайн-сервис ExpoPlanner. Когда все вопросы решены, можно спокойно посвятить себя деловому общению.
А для организаторов выставок мы сделали еще один онлайн-инструмент SpacePlanner, с помощью которого можно практически в режиме play on и совершенно бесплатно создавать и редактировать план зала, онлайн-каталоги и коммерческие предложения. Это действительно просто, как игра.
И помните, что все свежие идеи и полезные советы каждую неделю мы готовим для вас в нашем блоге для организаторов выставок и экспонентов.