Найти тему
Больше, чем цветы

Если ничего не помогает, прочтите, наконец, инструкцию

Одна из самых поучительных историй о стартапах, которую мне пришлось пережить, случилась, когда я играла в Травиан.

Это, если кто-то помнит, одна из многопользовательских он-лайн стратегий, старенькая, в которой воинственные человечки еще не носились толпами по горам и долам, громя все на своем пути. А была простая карта игрового мира, на которой появлялось новое поселение. И вот я, снабженная богатым опытом фермера из контакта, начала строить здания, вооружать солдатиков, прокачивать, выполнять какие-то наивные квесты, вроде «напиши пяти соседям и предложи им дружбу», и хотя никто на письма не ответил, все равно игра шла замечательно.

Пока не прошло три дня. После этого немедленно обнаружилось, что все пятеро моих соседей, и не только они, а вообще все кому не лень, начали грабить мою уютную деревеньку с идиллическим названием, убили всех солдат и вынесли мои ресурсы. Я не успевала обучать солдат, как их убивал следующий нападавший, и так далее. Они нападали днем и ночью, я дико расстраивалась и злилась. Потом познакомилась с людьми, которые стали давать советы, но эти люди были такими же нубами, как и я, и ситуация исправлялась мало.

Однако самым большим разводом от создателей игры оказался квест «найди себе альянс или создай свой».

Все, кто создавали альянсы, были ли они взрослыми людьми с опытом руководства, или амбициозными школьниками, сталкивались с уникальной задачей организовать для своей выгоды или для общих задач людей, которые ничего им не должны и хотят играть кто в лес, а кто по дрова. И они руководили этими непрерывно разбегающимися людьми так, как будто их власть была реальной.

И вот что поразительно. Все эти нубоальянсы с их императорами, инквизиторами, начальниками штабов, дипломатическим корпусом и контрразведкой - в общем, эта толпа, игравшая месяцами, не знала и не собиралась узнавать о том, что в игре был сюжет, правила и форум. Сильные игроки воевали не кланами, а коалициями, решали совершенно другие задачи, сидели по нескольку человек на аккаунте и вкладывали в развитие и победы реальные деньги.

Я хотела играть серьезно, поэтому пришлось проштудировать все, что было написано на форуме. И да, вложить деньги в развитие, а также пробовать свои силы в нескольких командах. Я встречала прирожденных бойцов, лидеров, политиков, рассказчиков, игроков, которые занимались только войной или только торговлей. И среди них не было ни одного императора, президента или царя, только участники работоспособных сообществ.

Это был ценный урок, из которого я сделала свои выводы.

Мы не можем просто прийти куда-то и получить что-то. Все, чем мы начинаем заниматься, имеет свои цели, правила и алгоритмы решения типовых задач. Не надо изобретать велосипед, надо выяснять, как все работает. Наблюдать, слушать, анализировать, учиться, сравнивать мнения.

И время творить, и время ломать стереотипы, и время опрокидывать авторитеты, как и время делиться знанием и опытом, наступает гораздо позже.