Компания «Рольф» подвела итоги работы в 2017 году. За этот период продажи новых автомобилей увеличились на 15%, реализация подержанных машин – на 45%. Выручка компании достигла 193,3 миллиарда рублей, а чистая прибыль – 3,67 миллиарда.
На конференции, посвященной итогам 2017 года, руководству компании «Рольф» было от чего пребывать в приподнятом настроении. За этот период продано 84,2 тысячи новых и 48,2 тысячи подержанных машин – первое место по этим показателям среди игроков отечественного авторитейла. В активе компании также 3,9 миллиона нормочасов в сервисных центрах и рост выручки филиала финансовых услуг до 5,5 миллиарда рублей. Объем чистой прибыли тем более впечатляет – почти 3,7 миллиарда рублей.
Директор департамента по продаже автомобилей с пробегом «Блю Фиш» Алексей Баринов уточнил, что компания сделала акцент на продаже автомобилей с пробегом еще несколько лет назад и за последние два года выросла в этом бизнесе более чем в два раза в «штуках». При этом повышается и эффективность направления.
«Важно, что при таком интенсивном росте мы смогли удержать соотношение долга к EBITDA на уровне 2,28. Это даже чуть ниже, чем было в 2016 году, и это главный критерий здорового финансового положения в компании», – прокомментировала результаты генеральный директор компании «Рольф» Светлана Виноградова.
Можно вспомнить, что в начале кризиса на российском рынке – в 2013 и 2014 годах – «Рольф» уже продавал в России по 80-90 тысяч новых автомобилей в год, а показатели чистой прибыли 2014 года в 4,66 миллиарда рублей пока превысить так и не удалось. Однако и времена сейчас другие.
Те компании, которые не могут быстро меняться, испытывают финансовые сложности, а кому-то даже приходится уйти с рынка. Светлана Виноградова замечает, что на рынке выросло целое поколение работников автобизнеса, привыкшие работать в условиях, когда в отделе продаж и на сервисе стояли очереди. Таким людям сложно меняться. Новых же специалистов, способных эффективно трудится в нынешних условиях, рынок дать не может.
Новая тенденция – борьба за сотрудника – стала одной из причин разработки в компании стратегии 2020. В ней прописаны четыре основных направления: оставаться лидером по продажам новых автомобилей, реализации автомобилей с пробегом, технологиям ведения бизнеса и, наконец, сфокусироваться на развитии программы кадрового резерва.
«Демографическая яма начала 90-х и меняющиеся требования к персоналу приводят к тому, что участники рынка стали испытывать дефицит кадров. В 2017 году нам пришлось открыть сразу несколько академий по подготовке сотрудников. Это академии, связанные с направлениями “Блю Фиш”, F&I, маркетинга, продаж, HR и сервиса, – уточнила генеральный директор «Рольфа». – Кроме того, мы организовали еще и академию HiPo (от слов High Potential – высокий потенциал). Сейчас в этой академии учатся более 40 будущих директоров дилерских центров».
Ради того, чтобы сконцентрироваться на обучении собственного персонала, в 2017 году Светлана Виноградова закрыла школу генеральных директоров, где прежде лично делилась знаниями с представителями других компаний авторитейла: «Когда ты слышишь от какого-либо регионального дилера, что твое обучение помогло повысить результаты в бизнесе в два, иногда в три раза – это, конечно, приятно. Но мы закрыли школу. Она отнимала много времени. Мне лично приходилось ночами готовиться к лекциям и никогда не повторяться».
Компания «Рольф» испытала дефицит кадров и в продажах автомобилей с пробегом. По словам Алексея Баринова, он доходил до 150 вакансий, что составляло почти 30% персонала. Школа подготовки специалистов позволила решить эту проблему. Сейчас срок обучения сотрудников сократился с трех до полутора месяцев.
Директор по развитию ГК «Рольф» Владимир Мирошников рассказал, что в 2018 году компания продолжит вкладывать деньги в новые торговые предприятия. В дополнение к новым салонам Toyota и Lexus на Волгоградском проспекте ожидается запуск крупного центра в Санкт-Петербурге. Всего же компания может открыть в нынешнем году от трех до пяти новых салонов. Региональных дилеров соседство с «Рольфом» пока не ждет. Компания по-прежнему планирует концентрировать усилия только на рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
Исследования «Рольфа», проведенные среди клиентов всех имеющихся в портфеле компании брендов, показали, что онлайн-продажи пока не составят существенную долю сбыта новых машин. Личное общение и тест-драйв по-прежнему будут основополагающими факторами при покупке. При этом программы лояльности, разработанные в компании для премиальных брендов, будут постепенно проникать и в массовый сегмент. В целом с помощью таких программ будут пытаться компенсировать рост цен на автомобили. Многое поменялось в 2017-м и в рекламной стратегии «Рольфа». В компании практически ушли от наружной рекламы. Информирование о точках продаж и специальных акциях шло и продолжит идти через интернет-каналы.
В целом в 2017 году «Рольф» контролировал 7,1% рынка новых иномарок в России. Количество шоу-румов за год увеличилось с 54 до 61, а число марок в портфеле брендов возросло с 19 до 22 – добавились Volkswagen, Genesis и мотоциклетное подразделение BMW. По прогнозу Светланы Виноградовой, общероссийские продажи новых автомобилей в 2018 году вырастут на 10-12%. В план развития «Рольфа» заложен рост продаж внутри компании до 14%, а сегмент автомобилей с пробегом может прибавить 45-50%.