Найти тему
NoMoreHero

Где независимой музыке жить хорошо?

Кортни Бэрнетт это едко шутящее, ломающее гитары олицетворение того, что могут средства налогоплательщиков сделать для музыканта. В 2013-ом проживающая Мельбурне певица-сонграйтер смогла впервые организовать концерт в Нью-Йорке благодаря поддержке Австралийского Совета Искусств. Годом позднее она была одной из первых получателей нового государственного гранта, который способствовал записи её дебютного альбома. Когда же пришло время продвигать результаты её трудов, вылившихся в пластинку “Sometimes I Sit and Think, and Sometimes I Just Sit”, деньги государства так же помогли устроить концерты на юге и юго-западе страны и европейский тур. Вместе с высокими оценками критиков и местами в международных чартах, альбом принёс Кортни номинацию “Лучший Новый Артист” на Грэмми в 2016- ом.

Бэрнетт считает большой удачей получение финансовой помощи от государства. “Правительственные гранты дали мне творческую независимость, когда я только начинала свой путь, потому что я могла меньше беспокоиться о том, чтобы впечатлить лейбл или выплатить аванс за печать дисков, я меньше зависела от спонсирования моих туров крупными компаниями”, поясняет Кортни. Помимо способствования творческому росту Бэрнетт, гранты имеют и сугубо практическую роль: без них она бы не смогла воспользоваться предложениями выступить на фестивале Coachella и американских вечерних ТВ-шоу.

Кортни выступила на фестивале SXSW в 2015-ом под баннером Sounds Australia, некоммерческой организации, созданной за несколько лет до этого для продвижения австралийской музыки по всему миру. Sounds Australia организовали выступления более 500 австралийских исполнителей, среди которых Nick Murphy, Hiatus Kaiyote и the Preatures. Финансирование этой организации происходит из разных источников, однако это не благотворительность: Австралийская Торговая Комиссия годами поставляет в другие страны исполнителей наравне с природными ресурсами типа угля или урана.

Как и Австралия, многие развитые страны используют государственные средства, чтобы помогать отечественным талантливым музыкантам. Государственные советы искусств в основном спонсируют традиционные виды искусств вроде живописи или оперы, в то время как современная музыка часто финансируется из средств государственно- частных партнёрств. Кроме того, свою лепту вносят региональные и муниципальные власти. Несмотря на то, что системы денежной помощи музыкантам могут быть довольно сложными и варьироваться от страны к стране, общее впечатление о положении дел в этой сфере заключается в том, что спонсирование всё больше зависит от финансовой целесообразности, чем от культурной ценности музыки, а угроза урезания этих бюджетов практически всегда мелькает накануне новых выборов.

-2

При Дональде Трампе сравнительно небольшой бюджет США в сфере искусств (148 миллионов долларов в 2016, из которых только 8 миллионов пошли на финансирование музыки, включая оперу) стремительно урезается. Это явление характерно не только для США: всё больше государств с высокими расходами на культуру начинают вести себя, как Америка, ведь довольно глупо волноваться о расходах на музыку, когда в центре внимания находятся более важные вещи. Однако в странах, где существует давняя традиция финансирования искусств, самовыражение, как и любые другие базовые потребности человека, считается неотъемлемым правом, а не привилегией для богачей.

Швеция, которая выделила в прошлом году около 220 миллионов долларов на финансирование искусств, включая по крайней мере 7.8 миллиона на музыку, приняла в 2009-ом закон, который устанавливает, что “культура должна стать динамичной, перспективной и независимой силой, основанной на свободе самовыражения. Каждый должен иметь возможность участвовать в культурной жизни. Креативность, разнообразие и высокие творческие стандарты должны стать неотъемлемой частью развития общества”. В десятки артистов, которые получили финансовую поддержку Шведского Совета Искусств, входят меланхолический арт-поп проект El Perro Del Mar, исследователь космического грува Atelje и саксофонист-исполнитель фри джаза Mats Gustafsson.

Помимо этого, в Швеции федеральные расходы составляют только 45% всех общественных трат на культуру; остальные средства идут из региональных, местных и муниципальных бюджетов. Поэтому, когда в Швеции говорят, что каждый должен иметь право участвовать в культурной жизни, это подтверждается деньгами. Если же копнуть чуть-чуть глубже, то за достойными восхищения, благородными идеалами скрываются и вполне практичные интересы. Швеция экспортирует музыку, как ни одна другая страна, начиная с ABBA и заканчивая Max Martin, и её скандинавские соседи явно взяли это на заметку. К примеру, в Норвегии, по словам Иоакима Хаулэнда, владельца музыкального лейбла Smalltown Supertown, сейчас всё больше и больше обсуждают поддержку музыки.

Хаулэнд приветствует создание рабочих мест в сфере музыкальной индустрии и надеется, что расходы на культуру помогут и таким узкоспециализированным лейблам, как Smalltown Supertown. Из-за небольшого населения Норвегии его лейбл полагается на экспортирование музыки на более крупные рынки. “Парни, то спонсирование, что мы получаем, может казаться вам крутой штукой,” говорит Хаулэнд, обращаясь к американцам, — “Но я бы скорее предпочёл иметь такой домашний рынок, как у вас, чем спонсирование”.

(приблизительные траты на финансирование музыкальной индустрии в сравнении с населением страны, источник — Pitchfork)
(приблизительные траты на финансирование музыкальной индустрии в сравнении с населением страны, источник — Pitchfork)

В тысяче миль к западу от Норвегии располагается Исландия, которая представляет для нас немалый интерес. С населением около 330 тысяч человек этот маленький островок тратит на развитие своей культуры намного больше, чем, казалось бы, должен, благодаря таким феноменам, как Björk и Sigur Rós. Однако всё же в 2014-ом парламент Исландии сократил бюджет на арт-проекты с 45 миллионов долларов до 25, чем вызвал шквал жёсткой критики со стороны творческих кругов. Тем не менее, по словам Сигтруггура Балдурссона, основателя the Sugarcubes, ныне управляющего Исландским Музыкальным Экспортом, общий объём государственного финансирования музыки в Исландии достигает 9 миллионов долларов в год. Упоминая тот факт, что современные исландские группы больше ориентируются на поп-музыку, чем их предшественники, исполнявшие инди и экспериментальную музыку, он замечает: “Мы пытаемся относится к музыкальным проектам, как к стартапам”.

Конечно же, самую большую роль среди новейшего музыкального экспорта Исландии играет поп-фолк группа Of Monsters and Men, чей альбом 2011-ого года “My Head Is Animal” стал платиновым в США и в нескольких других странах, а главный хит оттуда “Little Talks” попал в топ-20 популярных песен. Группа никогда не брала гранты от государства, однако для того, чтобы организовать свой первый североамериканский тур, они получили 8000$ от Музыкального Фонда Краумур, который позднее начал финансироваться частной компанией и теперь существует в виде ежегодной награды за лучший музыкальный альбом, записанный в Исландии.

“Это не было гигантской суммой, когда речь идёт о туре по другой стране”, вспоминает Хизер Колькер, менеджер Of Monsters and Men, “Но это помогло”. Всё-таки исполнители из Исландии не могут просто запрыгнуть в минивэн и отправиться в путь. Колькер, которая прожила в стране четыре года, замечает, что музыка действительно играет роль в стимулировании туризма. “Государство должно серьёзнее к этому отнестись”, считает она.

-4

Тяжело представить себе сейчас более успешного проспонсированного государством североамериканского исполнителя, чем Абель Тесфайе, канадский поп-донжуан, более известный как The Weeknd. Будучи на данный момент мультиплатиновой звездой, поработавшей со всеми крупными игроками американской сцены от Daft Punk до Kendrick Lamar, он уже в августе 2013-ого начал штурмовать заграничные концертные залы ещё до выхода своего первого полноценного дебютного альбома “Kiss Land”. Именно тогда его менеджмент получил 150 тысяч долларов на маркетинг, продвижение и другие нужды. Деньги поступили от компании FACTOR, государственно-частного партнёрства, нацеленного на продвижение канадской музыкальной индустрии.

Канадский Совет Искусств, спонсирующий классическую музыку, раздал почти 21 миллион долларов в качестве грантов и наград в этом году с тех пор, как правительство Джастина Трюдо резко увеличило количество средств, выделяемых на спонсирование искусств. Компания FACTOR вместе с Ведомством Канадского Культурного Наследия и канадскими частными компаниями телевещания выделили около 11 миллионов, однако большая часть из этих средств пошла на продвижение таких жанров, как фолк, альтернатива, рок и поп-музыка. Грант компании FACTOR позволил организовать выступление группы Majical Cloudz, которое привлекло к ним внимание певицы Lorde, впоследствии взявших монреальский дуэт с собой в североамериканский тур. FACTOR также способствовал созданию релиза “Art Angels” певицы Grimes, а также другим недавним проектам таких исполнителей, как Carly Rae Jepsen, White Lung и U.S. Girls.

Продолжение

Авторский перевод статьи Pitchfork

_____________________________

https://t.me/nomorehero