Когда-то давно, когда я впервые узнал о Coursera я взахлеб проходил каждую неделю по несколько курсов. Но, как я выяснил позже, эффективно изучать можно только то, что хоть как-то будешь применять и лучше в ближайшее время, а не когда-то там. И самым полезным оказался курс "Learning how to learn" (Учение о том, как учиться). То, что рассказывали преподаватели на курсе врезалось в память так, словно это самое важное в жизни и забыть это значит быть в опасности, лично для меня так все и было. И неспроста, те, кому интересно дотошно изучить вопрос, настоятельно рекомендую пройти курс, несколько лет назад там были только субтитры, сейчас, возможно, есть и русская озвучка.
Вот ключевые тезисы курса, которые я выделил и законспектировал (сейчас это важно):
• Мозг работает в 2 режимах по очередности. Режим внимания — когда вы сосредоточены. Диффузный режим — когда вы ни на чем не сосредоточены. Эти режимы дополняют друг друга, если держать между ними баланс и наоборот, если баланс отсутствует.
Режим внимания необходим, чтобы концентрироваться на необходимой информации и изучать, а диффузный нужен, чтобы информация усвоилась и заняла свою "полочку".
• При обучении и усвоении информации лучше использовать стратегию, которая учитывает вышеописанные особенности. Например, 25-30 минут усердно заниматься предметом изучения, после чего делать пяти минутный перерыв на отдых. Важно не отвлекаться во время изучения и ни на чем не концентрироваться во время отдыха.
• Чтобы по-настоящему закрепить знания на долгосрочную перспективу нужно периодически повторять изученное увеличивая промежутки. Например, повторить через 3 дня, потом через неделю, через две, месяц и т.п. Лучше всего повторять материал сначала самостоятельно по памяти, а потом читать заметки, еще лучше, если повторять материал вы будете не в том месте, где учили или повторяли его до этого.
• Спорт и прогулка одни из лучших методов пребывания в диффузном режиме.
• Стресс, гнев, страх, подавленность или однородная деятельность крайне негативно влияют на режим внимания и сконцентрироваться становится все сложнее и сложнее.
Теперь к сути вопроса
Все это бесспорно работает и помогает в обучении, но потенциал этих знаний применим в гораздо больших масштабах, чем обучение. Любое дело, которое требует внимания и сосредоточения, требует и диффузного режима просто потому что так устроен наш мозг.
Например, у Дениса есть проблема, ему не хватает денег заплатить за уже спланированное путешествие с семьей, потому что на днях у него сломалась машина и пришлось потратиться на ремонт. Но в тоже время, Денис старший менеджер и перед уходом в отпуск ему необходимо уладить все на работе, делегировать свои задачи, закрыть все важные вопросы. Если Денис сосредоточиться на каждой задаче по отдельности и будет каждые пол часа отдыхать ни о чем не думая, то в результате у него будет достаточно сил и внимания для каждой проблемы. Но если Денис поступит так, как зачастую бывает и будет держать в голове проблему с путешествием, пока решает дела на работе, а в свободные минуты будет думать, где же ему найти деньги, пока его снова не отвлечет работа, то что он получит в конце концов? Скорее всего все начнется со стресса, перерастет в страх, потом в гнев, а после в подавленность и отчаяние.
Подобных примеров перегорания вы, вероятно, много найдете на своей памяти и в жизнях ваших друзей, коллег и членов семьи. Все в нашем мире существует посредством баланса. В нашем теле все сбалансировано, природа — это баланс, само существование всех живых организмов возможно в результате баланса, не стоит им пренебрегать.