Чтобы приехать в Севастополь, они копили деньги с новогодних корпоративов.
«Для нас гастроли в Севастополе – не бизнес-проект», – говорит главный администратор Омского государственного театра «Галёрка» Наталья Швирст. И это не пустые слова: чтобы приехать в город-герой, театр израсходовал деньги, заработанные в новогодние праздники. Потому что мечты должны сбываться, и не только под Новый год, но и накануне Дня Военно-Морского Флота.
– Мы уже несколько лет мечтали приехать в Севастополь – с тех пор, как наш руководитель Владимир Федорович Витько познакомился с директором театра Черноморского флота Александром Губернаторовым. Они сразу поняли, что смотрят в одном направлении, и захотели продолжить отношения в плане гастролей. Тем более, между Севастополем и Омском заключено соглашение о сотрудничестве, ведь Омск шефствует над эсминцем «Адмирал Григорович». Он оснащен по последнему слову техники, в том числе – оборудованием с омских оборонных заводов, у нас вообще много для Черноморского флота делается. Плюс многие члены команды «Григоровича» – омичи, и мы везем всему экипажу подарки от всего нашего города. Их как раз сейчас грузят в фуры с театральным реквизитом, сегодня они направятся в Севастополь.
– Обычно такие гастроли финансируются либо за счет грантов, либо благодаря каким-то специальным программам, а вы приехали практически на «свои кровные». «Галёрка» такой богатый театр?
– Нет, мы вовсе не так богаты! Мы пять лет вели переговоры с различными инстанциями, подавали и на гранты, и в программу «Большие гастроли», но там нам отказали: сказали, что очень много театров хотят в Крым ехать. И наш Омский академический театр тоже подавал в правительство заявку, но там очень большие суммы, и это не поддержали.
Но наше желание играть в Севастополе должно было уже наконец сбыться, и вот в этом году мы нашли выход: деньги, заработанные в новогоднюю кампанию, отложили на поездку к вам.
– Вы вложили в эту поездку деньги с новогодних утренников?
– По контракту с «Сургутнефтегазом» мы показывали замечательную детскую сказку-шоу в его новом Доме культуры, там был и лазер, и много-много чего. Эту достаточно приличную сумму мы никуда не потратили, а отложили на поездку в Крым.
– А если она не окупится?
– Для нас это не бизнес-проект, и мы не просто так приурочили приезд к Дню флота. Мы хотим завоевать севастопольцев, чтобы возвращаться сюда каждый год, чтобы регионы дружили не только в военной и промышленной сфере, но и в культурной. Получается, что наша «Галёрка» станет первой ласточкой в этой области.
Мы надеемся, что укрепятся наши завязавшиеся отношения с театром Черноморского флота, и будем с удовольствием ждать его у себя в новом современном здании, которое в сентябре откроют.
– Как выбирали спектакли, которые покажете в Севастополе?
– Наш театр традиционный, такой «старый добрый русский театр», как мы его называем
Мы решили, что здесь покажем легкие, веселые постановки, соответствующие летнему, курортному настроению города. Везем пять своих лучших спектаклей, в том числе – «Казанцевское дело» по пьесе Аркадия Аверченко «Игра со смертью». Эта пьеса была поставлена в России только один раз, около 100 лет назад – в Севастополе. И больше в России ее никто никогда не ставил. Это единственная полновесная пьеса Аверченко. Как говорит наш режиссер, «булгаковская».
Еще мы выступим специально для команды «Адмирала Григоровича». Что будем показывать морякам, пока не решили.
– А где вы будете играть для них: на площадке театра флота или на корабле?
– Это тоже ещё неизвестно. У театральной площадки, конечно, есть преимущества: свет, звук, технические возможности. Но мы же создавались в 1990 году как кочевой театр: такой, что сел в повозку – и поехал. Это потом мы выросли, обосновались, получили статус, награды, но азарт кочевой жизни в нас присутствует до сих пор. Поэтому мы можем выступать хоть в чистом поле. У нас был спектакль, который шел посереди леса, в бору.
– Ваш кочевой азарт виден и в этой поездке «за свой счет».
– О, у нас и не такое в истории было! Есть у нас «корабельная» история из 90-х. Тогда не было наличности, зарплату выдавали бартером и чем угодно. Тогда Владимир Федорович, создатель и руководитель театра, взял у нашего градообразующего предприятия – производственного объединения «Полет», оно на авиацию и космос работает – большую сумму в долг и стиральные машинки под реализацию. Нанял корабль и отправил двух администраторов до Сахалина. Они двигались по маршруту друг другу навстречу, организовывали показы спектаклей. И продавали машинки, чтобы окупить эту поездку. И когда они приехали, при отсутствии наличности в городе у них её было огромное количество. На эти деньги мы купили меха и поставили богатый, просто шикарный спектакль «Фрол Скобеев». Он до сих пор в памяти наших омичей. Все театры завидовали нам. Такой вот у нас авантюрный склад.
– Надеюсь, севастопольская «авантюра» принесет только радостные ощущения.
– Конечно, ведь это не только большое событие для всего коллектива театра, это праздник для каждого в труппе: после гастролей по северам приехать в такой красивый южный город, на море. Для многих это будет первое посещение Крыма и Севастополя.
Тут такая атмосфера… Идешь, а все в шортах, везде купальники сушатся, отдыхательное настроение вокруг. Белокаменные здания, очень много разнообразной зелени, цветов – всё радует взгляд. Это такое сильное впечатление после Сибири, где весна недавно началась. А тут абрикосы, которые у нас там стоят бешеных денег, валяются под ногами. Аж по сердцу – как так?
Еще меня удивила собака, которая в жару посреди площади у театра Лавренева каждый день лежит и загорает. Необычно. У нас все животные летом в тени прячутся.
Само море, закаты, рассветы, эти живописные пейзажи – получаешь огромное удовольствие, просто идя по улице. Находясь в этой красоте, кажется, что ты в какой-то картине мариниста оказался. И при этом много военных людей, военных кораблей. И так особенно себя чувствовать начинаешь, стрункой внутри натягиваешься.
– Но южной расслабленности больше?
– Да, наверное. Я заметила, что у вас по-другому деловые отношения строятся – хоть с рекламодателем, хоть с квартирной хозяйкой. У нас принято сразу подписать договор, чтобы копеечка к копеечке были просчитаны и четко прописаны, чтобы были гарантии. А здесь очень много на слове, на доверии, меньше внимания к деталям. Мы же научены горьким опытом: если что-то где-то не прописано – от этого могут отказаться. Поэтому мы всё перепроверяем и переподтверждаем. Здесь такого нет: всё легко, на доверии. Моя квартирная хозяйка даже не посмотрела у меня паспорт. Для меня это было тревожно: может, это не ее квартира или еще что-то такое? Мне говорят: да что ты, здесь это нормально, так принято.
Да, конечно, театр заключает все необходимые договоры, но часто я слышу: потом оплатите, потом подпишем, давайте уже запускать рекламу… У нас так могут делать только после долгого партнерства. Если же впервые с человеком встречаешься и начинаешь сотрудничать – только после оплаты размещают рекламу. Здесь – пожалуйста! «Всё нормально, мы вам доверяем, вы же заплатите». Это, наверное, хорошо, но, я думаю, что могут появиться люди, которые будут пользоваться всем этим, и вы, возможно, приобретете какой-то неприятный опыт.
– Думаю, мы сможем с этим справиться.
– Очень надеюсь, что получится.
Беседовала Светлана Косинова