Найти тему
sevprostor

Какие карты я использую в морских путешествиях

Иногда нам задают вопросы про наше навигационное обеспечение. Лично у меня на этот счет, как и на многие другие, взгляд довольно извращенный, но это все мое мнение, и я нисколько не претендую на истину.

С чего бы начать? По-моему картографическое обеспечение следует подразделять не по принципу назначения самих карт, типа морские или топографические, а исходя из того района, где эти карты применяются. Конечно, развитие современной электроники, читай навигаторов – эту границу сильно стирает. Но все-таки…

Для России, и в особенности для ее арктических территорий, на данный момент не существует ничего более удобного, чем старый-добрый «Генштаб». Причем, не т.н. «Новый Генштаб» - совеременные военные карты, существующие в векторном виде у военных, и доставшиеся всем остальным в виде растровых картинок, а именно тот самый старый, 60х годов с последующими корректурами. К тому же новые карты перерисованы точь-в-точь с этой старой основы и в некоторых местах в них просто внесены корректировки. Векторный «генштаб», надо полагать, хорош в виде вектора на специальном военном устройстве, но простым смертным это недоступно. И растры, сделанные из вектора, во всем проигрывают старым картам.

Да, мы ходим по полярным морям, руководствуясь именно топографическими картами. Чем они так замечательны? Да буквально всем! На одной и той же карте мы имеем и отлично прорисованное море со всеми изобатами и навигационными опасностями, и прекрасно детализированную сушу. Расположение же всяких буев, маяков, судовых ходов и прочее – простого лодочника, путешествующего по пустынным местам, нисколько не должно интересовать. При том, что большая часть навигационных знаков просто выведена из эксплуатации за ненадобностью: информация о них будет просто лишней.

Вот он, всеми обожаемый "Генштаб". На таких картах нарисовано абсолютно все - хоть в море, хоть на суше
Вот он, всеми обожаемый "Генштаб". На таких картах нарисовано абсолютно все - хоть в море, хоть на суше

Я напомню, что пишу данный текст, в первую очередь, с колокольни морской навигации. Большинство людей думает, что для хождения по морю достаточно знать лишь рельеф дна и расположение подводных камней. Такой подход прокатывает лишь в цивилизованных местах, богатых инфраструктурой. В пустынных же местах знать рельеф берега не менее важно, чем глубины возле него. Зная все это, вы сможете определить качество будущей стоянки при одном лишь взгляде на карту. Есть ли там защита от ветра, легко ли вам будет высаживаться на берег, где вы будете набирать воду. Это очень важная информация, наглядно отображаемая на генштабовских топографических картах.

Но свет, конечно, не сошелся клином на этом пресловутом ГШ. Если вы используете правильный навигатор, то вы вполне можете комбинировать разные виды карт. И да, морские навигационные карты во многих местах нашей планеты могут оказаться более детальными, чем топографические, в части касающейся морского дна. И тут на сцену выходит опять же старый-добрый C-MAP 93. Это коммерческие векторные морские карты, нарисованные для всего мира. Разумеется, что искать их нужно на торрентах, и самая последняя корректура этих карт, спираченных добрыми людьми, относится к 2014 году.

C-Map - местами чуть лучше "генштаба", местами - чуть хуже. Но в целом, вполне можно использовать. Но на ВВП или в других местах с оживленным движением, такие карты просто незаменимы.
C-Map - местами чуть лучше "генштаба", местами - чуть хуже. Но в целом, вполне можно использовать. Но на ВВП или в других местах с оживленным движением, такие карты просто незаменимы.

Вот что-что, а СиМап уже гораздо лучше подходит для использования на ВВП или вообще, за границей. Потому что там нарисовано все необходимое для навигации в акваториях с сильным движением.

Так же особо можно упомянуть всем известную систему «Навионикс». Сейчас на Балтийском море, кстати, я пользуюсь именно ей. Да, это хорошие морские карты, однако, нарисованы они для весьма ограниченного перечня районов планеты. Балтика, например, там есть, а вот Баренцева моря – уже нет.

Теперь, будет, возможно, самая интересная для многих часть. На чем же все это дело у меня работает? Ну, тут ничего такого особенного нет. Вся картография у меня работает тупо на планшете за 3000 рублей. Видимо, надо писать об этом отдельный пост. Но если говорить вкратце, то уже много лет я пользуюсь одним и тем же решением: покупаю в магазине самый дешевый андроид-планшет и вклеиваю его вместе со шнуром питания в герметичный корпус. Надо только не забыть сделать кнопку выключения из гвоздика. И все – картплоттер готов. Как минимум одну навигацию он переживает гарантированно, и проблемы, обычно, возникают после зимы и морозов. Тогда старый планшет нужно просто удалить из корпуса при помощи гвоздодера и вклеить туда новый.

Навигатор и эхолот
Навигатор и эхолот

Ну и на устройстве у нас могут работать любые навигационные программы. Для растровых карт и C-Map это «OpenCPN», а «Навионикс» - идет вместе со своей собственной программой, имеющей невыносим убогий и неудобный интерфейс, но альтернатив я не имею.

Вот и все! Ничего сложного в морской навигации по картплоттеру нет. Не нужно покупать ни дорогого оборудования, ни дорогого программного обеспечения. К счастью, в Китае клепают копеечный планшеты, и у любого лодочника всегда дом есть инструменты для рукоделия. А другие хорошие люди всегда готовы безвозмездно выкладывать в общий доступ карты и ломаные программы.