Я прожила в Одессе почти 3 месяца в 1982 году, будучи там на гастролях с цирком.
Первое, с чем мы столкнулись, естественно - здание цирка.
Оно было старым, тесным, составлявшим единое целое с остальной старой жилой застройкой улицы. Не сразу и заметишь, что там цирк.
Он и сейчас, видимо, там же.
Конюшня была тесной. Единственный на весь цирк душ находился у нас же в конюшне.
Цирк был переполнен кошками. Их кормил один главный униформист. Каждый день приносил палку вареной колбасы и вся кошкота сбегала к нему на кормежку.
Униформисты - это те, кто подметает манеж, помогает монтировать аппаратуру, сворачивает-разворачивает ковер и т .п. Как рабочие сцены в театре. Только в театре декорации монтируют до спектакля, а демонтируют после. В цирке смена "декораций" может быть после каждого номера.
Так вот, тесный ветхий Одесский цирк был переполнен кошками, Часть из них была с лишаями. Наш руководитель конного номера пришел в ужас и велел ежедневно протирать лошадей тряпками, смоченными в растворе креолина. И это лошадей спасло. А я, например, якшаясь с некоторыми тамошними кошками. подцепила лишай. На цирковом сеновале жила кошка с котятами, двое было ручных, двое диких. Я развлекалась тем, что пыталась приручить маленьких дикарей. Лишаи на руках прошли, от креолина, видимо.
Надо сказать, лишайных кошек в СССР почему-то не лечили, в ветеринарке их сразу усыпляли. При этом в цирке никто не доносил ветеринарам про такую вот оказию. Все терпели.
Одесские униформисты - в основном, молодые парни. Кроме оклада они халтурили, сшибая по рублику-два с желающих приобщиться к цирковому искусству и проводили их на представление без билетов.
Там в Одессе вообще все, как я поняла, имели кроме основного какие-то левые заработки.
При этом такой бедноты, как в Одессе, я в советское время не видела нигде. Весь центр - это были такие же дворы, которые показывали в сериале "Ликвидация". Вот тютелька в тютельку. Эти клетушки без удобств, максимум - с холодной водой, с галереями по второму этажу, с маленькими неухоженными дворами. Старые еврейки на лавочках, громко что-то обсуждающие.
Зарплаты низкие, но каждый как-то где-то подворовывал. прихалтуривал, имел левые доходы.
Нас одна знакомая молодая одесситка приглашала в такую квартирку в гости. Мебель у них была тоже не ахти. Потом мы двинулись пьянствовать в ночи к какому-то униформисту, который попутно еще был и фотограф - опять клетушка, в интерьере попытки как-то что-то облагородить. Мне, сибирячке, было дико видеть такое. После сибирских городов с их просторными современными квартирами это все было убого. Наверное, в Одессе новостройки были, но на окраине, мы просто не видели. Но центр Одессы - это было что-то с чем-то.
Ходили мы по Дерибасовской - ну, улица. Ожидали, что на центральной улице будут какие-то крутые рестораны, ведь это город-порт . Ни фига. Я вообще-то была любительница прожигать жизнь, и хотелось куда-то забуриться. потанцевать, глазки построить. Но мы не могли понять - а где в Одессе заведения, в которых народ предается разврату и транжирству? Как-то все было глубоко законспирировано.
С горя заперлись в кабак в морском порту. Убогий, дорогой, с непонятной публикой.
Не знаю, как сейчас, советская Одесса после 22.00 пустела. Как и во всяком южном городе там ночь наступала рано, внезапно и сразу. И жизнь замирала.
Это было не совсем привычно. Хотя ночная жизнь в советских городах не присутствовала, как сейчас, но фонари горели, машины все же иногда сновали, и народ на общественном транспорте до часу ночи еще ездил. Но не в Одессе.
Иногда мы, молодые и разбитные девчонки с цирковой конюшни, в выходные дни заглядывали в одесские рюмочные, Вот их было навалом, в подвалах, в основном, продавали на разлив какие-то ликеры и вина. И мы их дегустировали-дегустировали...
В кондитерской рядом с цирком продавали нежнейшие с вкуснейшие пирожные. Я не удерживалась и ежедневно съедала пару штук. Через месяц поправилась на 3 кг.
Что понравилось - это Одесский оперный. Он великолепен снаружи, а вот внутри не была, не повезло - то ли реконструкция была, то ли не сезон. В общем, только внешне любовалась.
Опять же Дюк Ришелье и потемкинскаея лестница - тут все отлично.
Однажды я заперлась на одесский ипподром в день скачек. Там познакомилась с завсегдатаем, который к этому моменту успел проиграть на тотализаторе все свои деньги. С его помощью и я проиграла 25 рублей.
25 рублей! Это можно было 5 раз сходить в кабак, ни в чем себе не отказывая. Или месяц сносно питаться дома.
Потом с этим парнем была забавная история. Он же у меня вытянул инфу, что я из цирка. Сотовых телефонов не было, так что встретиться со мной можно было, только лично заявившись в цирк, но без гарантии, что я на месте.
Ну вот он и пришел через неделю или две в цирковую гостиницу, да не один, с другом. Пришел в тот момент, когда к нам в номер забурились немцы с ГДР-овского торгового корабля (они пришли в гости к немецким гимнастам, увидя их на представлении). Ситуация была нелепая, я стала ржать, потому что двое русских парней и дворе немцев претендовали на нас с Танькой, видимо, рассчитывая на взаимность и даже нечто большее. Немцы проявили тактичность и ушли первые, но и вторых мы тоже выпроводили.
Гостиница! Она была ужасна. Старая и ветхая, как и цирк, коридорного типа. Все удобства в коридоре. Дыры в стенах. Самую большую дырку в стене в своей комнате я закрыла купленой картинкой с Майей Плисецкой в роли умираюющего лебедя. Общая на коридор кухня. Иностранцы, с которыми мы работали здесь после Кишинева, были в шоке.
Снабжение в то время в Одессе было недурственное. Докторская вкуснейшая колбаса была в свободной продаже. Ну и Привоз. Рыба и все такое. Хотя фрукты-овощи были дороговаты.
У инвалида на Привозе я купила моднейший ярко-синий купальник-бикини за 25 рублей. Что было очень дорого. Но купальник был сделан качественно. Вот тебе и кустарное одесское производство с Малой Арнаутской.
Ко мне в Кишинев приезжала мама, и, пока я везла в товпрном вагоне лошадей, она с артистами на автобусе поехала в Одессу. В Одессе она пробыла недолго, и я провожала ее на поезд. Тоже были приключения. Поезд "Одесса-Новосибирск". Билетов в кассе нет. Идем прямо к поезду. Проходим, видим возле одного из вагонов стоит проводник. мужик лет 30-33, чернявый, цыганистый, с жуликоватой рожей. Подходим на предмет договориться проехать в его вагоне "зайцем". Он своим одесским говорком нам объясняет, что можно, но даму в годах трудно прятать, в отличие от молодой девушки, которая вовремя юркнет в туалет или на третью полку. Но взял. Потом мама рассказывала, как он ее учил притворятся его мамой и что говорить, если появятся контролеры. За все время пути контролеры появились однажды, мама их пересидела в вагоне-ресторане. Вот такие левые одесские штуки, билетов в кассе не было, а места были. Мама говорила, этот проводник по пути еще кучу "зайцев" садил.
В Одессе умудрился заболеть ангиной один из наших конюхов. Его отвезли на скорой в какую-то дальнюю больничку, где он чуть не умер. Да-да, от элементарной ангины. Потому что у него она была с осложнением, а его не лечили. Просто не лечили - и все. Потом мы поняли, что для лечения нужно было кому-то там заплатить. Кому - мы не знали, вообще не понимали. что творится, Нас еще и не пускали к нашему бедолаге. Потом, когда он стал сам выходить и говорил еле слышным шепотом, мы ужасались его рассказам про нравы этой больнички Там еще и не кормили. Т.е. еда какая-то отвратная была. Но из-за горла наш приятель мог только пить. В результате пил только чай и воду. Когда мы его увидели через неделю, он был реально истощенным Какая-то медсестра сжалилась и стала приносить ему сырые яйца.
Вот такой она запомнилась, советская Одесса.
Если вам понравился рассказ, можете поставить лайк.