Вопросы о правовом статусе Каспийского моря обсуждались в течение последних 20-ти лет. Всё это время основной упор делался на то, чтобы признать Каспийское море внутренним водоемом и разделить дно по водной глади. Но, вся проблема упиралась, как разделить всё это богатство, по справедливости или по братски? По справедливости означало, что море делилось в доли, пропорционально протяженности береговой линии участников процесса. А вот, Иран хотел по братски. То есть каждому прибрежному государству равную долю из большого каспийского пирога. Естественно, такой подход не могло устраивать три тюркоязычных государства. Для сравнения, Иран имеет около 724 километров береговой линии, а Казахстан около 2320 километров. Естественно, Казахстану невыгодно получать равную долю с Ираном имея больше чем в три раза.
Кроме прочего, Россия всё это время спускала на тормозах процесс урегулирования данного вопроса. Россия имеет всего около 695 километров береговой линии. Поэтому разделение по справедливости, в общем-то, тоже не устраивало Россию. Но, даже в случае разделения на равные доли, исключительные экономические зоны Азербайджана и Туркменистана граничили бы друг с другом и соответственно разделяли бы экономические зоны России и Ирана. А это в свою очередь давало бы юридические основания первым без согласия третьих сторон воплощать в жизнь взаимовыгодные межгосударственные проекты, например, газопровод по дну Каспийского моря. А также, в случае строительства такого газопровода из России в Иран требовалось бы согласие этих стран. Имея в Каспийском море доминирующее положение с самым мощным ВМФ, Россию конечно же не могла согласится с таким сценарием.
Вдобавок ко всему этому в 2017-ом году Казахстан подписал и ратифицировал двустороннее соглашение о военном сотрудничестве в 2018-2021 годах с США. Это обстоятельство вынудило Россию выступить с новыми инициативами насчет Каспийского моря, и между партнерами уже к концу 2017-года были согласованы основные моменты будущей конвенции. Ратификация в апреле этого года Сенатом Казахстана двустороннего протокола об использовании казахстанских портов для переброски военных грузов США в Афганистан дала дополнительный толчок процессу. И вот уже в августе этого года намечается подписания всеми сторонами конвенции по российскому сценарию.
Основными моментами предлагаемого проекта конвенции предусматривает предоставление прибрежным государством территориальных вод не превышающих 15 миль и рыболовной зоны в 10 миль. То есть о разделении всего моря речи уже не идёт.
Остальная часть моря будет признана нейтральными водами и в принципе все прибрежные государства будут равноправно пользоваться. Но фактически на этих водах вовсю будут хозяйничать российские военно-морские силы и любые попытки присутствия иностранных военных кораблей, а тем более стран НАТО, будут немедленно пресечены. А также, любые спорные вопросы между сторонами будут урегулированы по указанию Кремля. Намерения Азербайджана и Туркменистана о строительства газопровода для дальнейшего экспорта туркменского газа в Европу будут блокированы Москвой и Тегераном, прикрываясь экологической угрозой. Ни к чему им такая конкуренция. А насчёт газопровода между Россией Ираном… Если такое намерение появится, в этом случае экологической проблемы никто «не заметить». Потому что, в мире кроме международного юридического права существует ещё международное право сильного.
Следующую статью можно прочитать здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5b40b7c7b14bc000aacf77f0/u-iujnyh-granic-sng-obstanovka-nakaliaetsia-5b4ba208c2be9800a82390b5
Уважаемые читатели, поддержите новый канал, ставьте палец вверх и подпишитесь на канал.