Найти тему
Что нас ждет в будущем

Человек и его восприятие мира

Есть такая наука – психология, которая должна изучать душу человека (само название переводится с греческого как «наука о душе»). Но, оказывается, все не так просто. Современные психологи сосредоточились на изучении человека, как объекта, превратили его в некую механическую систему. Но ведь человек – это нечто большее, чем набор рефлексов. Ф.М. Достоевский, которого называли лучшим знатоком человеческих душ, решительно отказывался от такого «звания»: «“Меня зовут психологом: неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой”.
Однако постепенно стали появляться психологи, которые, пройдя весь курс положенного обучения, все же смогли вдохнуть душу и в эту науку, правда, опираясь при этом не только на научные знания и теории, но и духовную литературу. Например, Т.А. Флоренская, автор популярной книги «Мир дома твоего».

Она пишет, что существует наличное Я, которое состоит из реального Я и идеального Я. Существует еще и «духовное Я», голос вечности в душе человека. М.М.Бахтин пишет: “овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путем слияния с ним, вчувствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть — точнее, заставить его самого раскрыться — лишь путем общения с ним, диалогически”. Реальное Я – это то, как человек себя представляет, а идеальное Я – то, каким бы он желал себя видеть. Иногда желаемое принимают за действительное. Если человек отождествляет себя с «идеальным Я», он становится горделивым, самодовольным, требовательным к другим и к их недостаткам. Если же человек отождествляет себя с «наличным Я», с его пороками, он видит свои недостатки, но не верит в возможность духовного пробуждения, и бывает невысокого мнения о других людях. Он чувствует, что существует духовное Я, испытывает тревогу, ищет внешние средства, которые могли бы отвлечь его от смутного состояния души, его глубокая неудовлетворенность собой проявляется в поиске удовлетворения со стороны других. В каждом человеке есть неустранимое противоречие между красотой и совершенством духовного Я и ограниченностью наличного Я. Творцы чувствовали это. Державин писал: «Я царь — я раб, я червь — я бог!” Чем больше человек растет духовно, тем больше он видит свое несовершенство. Постепенно, меняясь, человек духовно преображается, становится мудрее, терпимее, у его появляется вера в других людей, он уже знает, что в каждом, явно или потенциально, живет сокровенный сердца человек”.

Чтобы увидеть себя таким, каким он и является, нужно занять внутреннюю позицию вне себя, т.е. взглянуть на себя со стороны.
Это же касается и другого человека. Мы не умеем оценивать объективно, каждый раз мы полагаемся на свои взгляды, вкусы, ожидания, и в других видим свое, переносим на кого-либо свои интересы, оценки, пристрастия. Если же мы смотрим на другого, отрешившись от себя, то можем разглядеть его беспристрастно и бескорыстно, увидим человека, как другого, т.е. друга. Если же этого не происходит, то, как писал А.А. Ухтомский: «Когда человек занят собой (у него “доминанта на себя”), он не видит собеседника реально, а воспринимает собственную проекцию — “Двойника”. Эгоист, именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиально эгоистами...”.

Избавление от этого двойника – трудная, но необходимая задача. Для этого нужно научиться отодвигать себя на второй план, а на первый ставить кого-то другого. Но и здесь есть подводные камни. Если все внимание сосредоточить на одном человеке, это всепоглощающее пристрастие закроет глаза на остальных людей. Это значит, что человек перенес свою доминанту на кого-то другого, и, в сущности, идет тот же эгоизм, но человек уже любит себя в другом человеке.

Если же ставить на первое место любого встретившегося человека, постепенно образуется особое мировосприятие, растворение в другом, преодолевается эгоцентрическая установка, и рождается другая, универсальная, родственная для всех.

Преподобный авва Дорофей показал это в образе круга, через центр которого проходят радиусы. Этот круг – наш мир. Его середина – Бог. Радиусы – суть жизни людей. Чем ближе люди приближаются к Богу, тем становятся ближе друг к другу, а чем дальше удаляются от Бога, тем больше удаляются друг от друга: «Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию к Нему, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом».

Чем ближе наличное Я соприкасается с духовным Я, тем более человек растет духовно. Когда эгоистичное Я уступит место духовному Я, появится новый человек, который будет жить с миром в душе. Он будет знать, что все его хорошие качества идут от живущей в нем духовной благодати, будет прост, скромен, как говорят, смирен, рядом с ним будет легко и свободно.