Автор: Сергей Лопарев
Ночью Анна проснулась оттого, что в соседней пустой комнате заплакал маленький ребенок. Она проснулась мгновенно, резко, толчком села на край кровати, вслушиваясь в пронзительные звуки. Обычно она долго не могла разлепить глаза со сна, но сейчас каждая клеточка в ее теле дрожала, прислушиваясь к странному звуку. Ноздри ее резко сужались и расширялись, как у потревоженной хищницы, пытающейся определить что за враг подкрадывается к ее лежке.
Некоторое время было тихо, и Анна постаралась убедить себя, что этот звук ей просто приснился, после всего пережитого в последние дни, после всех этих мыслей о нерожденном ребенке.
Но тут он снова заплакал - отчаянно, истошно, захлебываясь от ужаса, как умеют плакать только младенцы, для которых любой страх - абсолютный запредельный смертельный ужас, а любой смех - безграничная радость. Анну словно подбросило ударом электрического тока, она вскочила с кровати и нагая, напрягшись, замерла в полумраке комнаты. На стенах и потолке ползли полосы белого и желтого света от проезжавших по улице поздних автомобилей. Но смотрела она на прикрытую дверь в соседнюю комнату. Где плакал ребенок, которого там могло быть.
- Может быть это у соседей? - шепотом спросила она у самой себя.
Но ребенок заплакал снова, из гостиной, которую она превратила в подобие детской для маленькой девочки. Комнаты с игрушками, которой у нее самой никогда не было. Она смотрела на отблески света на металлической дверной ручке и на темноту в щели за этой дверью. Она боялась.
Плач был теперь беспрерывным - ребенок кричал, надрывно, затяжно, задыхаясь, напрягая все свои маленькие, но такие громкие связки, разрывая мозг этими пронзительными звуками. Почти хрипел, срывая голос, не пронзительно уже, а низко, но ужасно.
Анна в ужасе схватилась за виски, этот голос, как сверло, ввинчивался ей в голову, от него ей самой хотелось побежать куда-то, размахивая руками и истерически крича. При этом она по шажку приближалась к черному проему двери, не в силах стоять на месте. От ужаса ее колотило, сердце билось как колокол в груди, угрожая ее разорвать, руки нервно тряслись. Она протянула дрожащую руку и легонько толкнула дверь уже зная, веря почти наверняка, что этот безрассудный поступок будет последним в ее жизни, что сейчас нечто, притаившееся в этом визжащем мраке налетит на нее и, разорвав на клочки, проглотит. Она зажмурилась от ужаса, но мгновения шли одно за другим и ничто не хватало ее, а голос ребенка все также продолжал надрываться, прося защиты от того же ужаса, что сотрясал и ее - от этого мрака, от того, что могло там скрываться.
Анна с трудом раскрыла глаза и обвела взглядом полутемную комнату. Все было так, как вечером - лежали куклы, кубики, погремушки, другие игрушки, платьица для кукол, домик с блестящими занавесками. Все что она покупала в последние дни для того, чтобы поиграть в детство.
В игрушечной колыбели лежала большая кукла ручной работы, купленная вчера у старика-мастера на рынке, дорогая и очень красивая.
И ужасный пронзительный звук исходил от нее.
Анна застыла, глядя на неподвижно лежащую на спине куклу, чьи распахнутые блестящие стеклянные глаза смотрели в потолок. В них мерцали те же отблески света фар, движущиеся, меняющиеся, но ей казалось, что это слезы стекают с них, и в полумраке казалось, что искусно сделанное улыбающееся лицо кривится в ужасе и муке.
Анна затравленно обернулась на распахнутую дверь в свою спальню, на коридор и выход на лестничную площадку. Ей одновременно хотелось бежать прочь отсюда, безоглядно, как есть, обнаженной, по ночным улицам - куда угодно лишь бы увидеть живых людей, и также внезапно и странно хотелось подойти и что-то сделать, чтобы этот ужасающий плач наконец прекратился.
Она в панике укусила себя за запястье, пытаясь прийти в себя, отвлечься, понять что делать, но не могла не сосредотачиваться только на плаче и кукле, уставившейся в потолок.
“Что со мной?” - в панике подумала она, “Что со мной происходит? Кто так плачет? Почему ему так страшно?”
Плач внезапно сменился страшным хрипом, как будто у кого-то закончилось дыхание, как будто напрягшиеся в неимоверном напряжении слабые мышцы больше не могли сжаться, подавая воздух в маленькие легкие и они, эти легкие, пытались сквозь судорогу подать хоть глоток кислорода, и не могли.
Анна не заметила сама, как внезапно оказалась возле кроватки и поспешно схватила куклу на руки, уложив головку с аккуратно расчесанными прядками на сгиб левой руки, а правой придерживала довольно тяжелое тельце за спинку. Она обняла, прижала куклу к себе, к груди и закачала на руках, неумело, напрягая с силой мышцы рук. В ушах ее еще звенел крик, но, заметила она, хрип, так напугавший ее, сменился тяжелым быстрым дыханием.
Стоя в ночной тишине с куклой в руках, она внезапно для себя разрыдалась, горько и больно. Ноги стали подкашиваться, голова закружилась и Анна почувствовала, что сейчас упадет. С трудом она доковыляла до кровати и почти упала в смятое одеяло, продолжая обнимать и удерживать куклу. Инстинктивно она свернулась калачиком, приткнув куклу к своей груди и тут же провалилась в черный, беспробудный сон без видений.
Проснулась она поздно утром, когда солнечные лучи падали уже почти отвесно, а с улицы доносился привычный городской шум множества машин, медленно ползущих в пробке.
Сонная Анна некоторое время бездумно повалялась в кровати, нежась тем, что никуда не надо вставать и нечего делать. Потом все-таки встала, пошла на кухню, медленно, с удовольствием сварила кофе, вернулась в постель проверять электронную почту и свои игры и новости в социальных сетях. Все было безмятежно и прекрасно, пока, уже совершенно проснувшаяся девушка не наткнулась локтем на куклу.
Она лежала под одеялом и, проснувшись, Анна не заметила ее. Она сразу вспомнила ужасную ночь полную криков и безумия.
Она осторожно сняла одеяло и посмотрела на куклу. Та лежала неподвижно, и только солнечные лучи переливались в синих глазах, как будто внутри, под поверхностью стекла текла и двигалась жидкость, преломлявшая этот свет.
Анна нерешительно взяла куклу на руки. Та была теплой, согретой ее собственным телом за ночь.
Сейчас при свете дня вся эта история казалась Анне дикой и странной. Собственный страх, паника, все действия казались глупыми, нелогичными. Анна почти спокойно отнесла куклу в гостиную с игрушками и положила назад в детскую игрушечную кроватку.
Сидеть дома и работать за компьютером в такой хороший солнечный день совершенно не хотелось и она пошла прогуляться.
Вчера, в такой же славный летний день она тоже гуляла по городу и забрела на маленький рыночек за старой церковью, где продавали свои изделия разные мастера - глиняная посуда, свистульки, резные поделки, псевдосредневековые шляпы, обувь, пояса и рубашки. Там же торговали антиквариатом - позеленевшие от времени медные и бронзовые кувшины и ступки, хрупкие стеклянные колбы, серебряные ложки и вилки, тарелки двухсотлетней давности, монеты и куча прочей всячины. Анна любила время от времени посещать такие места, бродить среди деревянных лотков, присматриваясь к диковинным старинным вещицам, под неторопливые разговоры пожилых мужчин-продавцов, обсуждавших политику, футбол, пиво и урожай в этом году. Покупала она там что-то редко, чаще всякие безделушки, которые потом становились пылесборниками на книжной полке. Тогда то Анна и наткнулась на кукольника.
Это был уже почти старик, с изрядной гривой седых волос, с пышными усами и красными гипертоническими прожилками на щеках. Судя по двойному подбородку и объемной талии, мастер любил пиво с кровяными колбасками и не привык отказывать себе в двойной порции.
Перед стариком были разложены самодельные куклы. У Анны сразу глаза разбежались по трем десяткам нарядных фигурок, сидящих, лежащих и танцующих друг с другом. Куклы были большие - в рост ребенка от пары месяцев до полутора-двух лет. Все в натуральную величину. Сначала Анне даже показалось, что здесь каким-то образом собрался детский сад, так похожи они были на настоящих детей. Но настоящий детский сад бы непрерывно копошился и двигался, эти же застыли неподвижно, обратив кто куда ясные детские глаза, выделяющиеся на лицах. Лица заслуживали отдельного восхищения - сделанные, похоже, из какого-то пластика, они были вылеплены с высочайшей точностью и художественным вкусом, с правильными очертаниями, с крошечными складочками, детскими выпуклостями на щеках и очаровательными ямочками. Пластик был тщательно раскрашен под нежную светлую розовую кожу. Они были совсем, как настоящие, только не двигались.
Анна всплеснула руками от восторга и застряла перед кукольником надолго. Она всегда, с детства, питала слабость к куклам, а тут была такая прелесть, какую редко где встретишь.
Анна разглядывала куклы, удивляясь искусной работе мастера. Каждая кукла была индивидуальной, у каждой на лице было собственное выражение - какой-то малыш был игривым, кто-то спал, кто-то удивленно таращился, кто-то смеялся чему-то. Чистые, нежные, открытые лица, каждое, было словно наполнено внутренней жизнью. Такого никогда не добиться на бездушной фабрике - чуткие заботливые руки старика казалось вдохнули в каждую жизнь.
Он сидел, делая вид, что читает газету, и с улыбкой сквозь усы, наблюдал за восторгами Анны. Было видно, что ему нравится ее восхищение. Они проболтали с полчаса о пустяках, а потом Анна разорилась и выложила почти половину своей месячной зарплаты за куклу. Стоили они соответственно своему качеству, однако она совсем не жалела об этом.
Анна выбрала для себя девочку на вид около полутора лет - с голубыми глазами и светлыми, такими же, как у нее самой волосами, только под атласным бантиком. Мастер сказал, что волосы использовал натуральные, никакого пластика, и обращаться с ними нужно соответственно. Пухлые губки девочки слегка улыбались.
Одета девочка была в простое платьице, без особенных изысков и украшений. Было видно, что мастер не утруждал себя особенной отделкой одежды, в отличии от самих кукол.
Анна несла свою покупку домой, завернутой в кусок оберточной бумаги нежно, словно настоящего ребенка. Она уже предвкушала, как будет играть с такой чудесной куклой, самой лучшей, из всех, что были у нее в жизни. Дома уже было немало игрушек и других кукол попроще и поменьше, которые могли составить компанию такой красавице.
После прогулки Анна приготовила обед, и не смогла удержаться, чтобы не послать письмо своему бойфренду Марку. Он не любил, когда она ему часто писала, злился, но желание хотя бы так сократить расстояние до любимого человека оказалось сильнее. Марк сейчас работал в командировке и должен был приехать только через ужасно длинные три недели. Анна считала, что у нее довольно серьезный роман, хотя и не могла поклясться, что навсегда.
Отправив e-mail Анна не удержалась и снова пошла возиться с куклой, рассматривая ее удивительно красивое и пропорциональное лицо. О ночном происшествии она счастливо забыла. Уже ближе к вечеру она неохотно оторвалась от игры и пошла работать.
Работалось сегодня через пень-колоду. Анна рисовала веб-контент для сайтов как фрилансер. Работа свободная, ты можешь распоряжаться своим временем, как хочешь, зато и рискуешь остаться голодной, если заказчику не понравится картинка, или просто заказа не будет.
На самом деле Анна хотела стать всемирно известной и дорогой художницей, делать красочные и дерзкие инсталляции и путешествовать по свету. Пока, правда, приходилось заниматься рабским трудом на прокорм продолжающей расти всемирной паутине, которой нужны были новые и новые сайты. Безликие и бездуховные элементы оформления интерфейса и кнопки были ее хлебом, которые удавалось делать более менее сносно и быстро и зарабатывать достаточно, чтобы сводить концы с концами.
Вечером ей написал университетский друг, Пол, смешно и трогательно ухаживавший за ней последние пару лет. Правда дальше поздравительных открыток в социальной сети по праздникам он не шел - смущался. Анне нравилось флиртовать с ним, несмотря на то, что за эти пару лет она сменила семерых мужчин.
Пол, как обычно, интересовался как идут ее дела, и продвинулась ли она в работе над своим художественным проектом. Пол очень серьезно относился к ее творческим порывам, считал ее будущей великой художницей, что очень грело самолюбие. Однако одновременно и вызывал чувство вины, так как творческий проект буксовал, как малолитражка в грязи.
У Анны была смелая, по ее мнению, творческая идея - создавать произведения искусства, созданные из различных по толщине пластов полупрозрачного полимера с разноцветной светодиодной подсветкой изнутри. Впрочем дальше пары образцов дело у нее не пошло, все мешало то нехватка времени, то прямых рук того, кто мог бы спаять устройство, управляющее подсветкой, то денег на полимеры и электронику. Но на самом деле, конечно, мешало отсутствие настоящего упорства.
Анна скосила глаза на задернутый мольберт с пылящимся последние полгода полупрозрачным лицом с дырами вместо глаз, и не ответив Полу на письмо, ушла играть с куклой.
В гостиной она задернула шторы, чтобы никто из здания на противоположной стороне улицы не увидел, чем она занимается, и улеглась на толстый мягкий ковер цвета янтаря с темными прожилками, обложившись другими игрушками.
В такие мгновения весь остальной мир переставал для нее существовать. Анна никому из подруг, и тем более своих мужчин, не признавалась в том, что обожает играть в куклы, но это было самое увлекательное занятие с детства.
Первую куклу ей подарил отец. Анна и сейчас помнит, как он приехал на своем мотоцикле как-то вечером, когда его никто не ждал. Огромный, грузный в поскрипывающей кожаной куртке с защитой, пахнущий потом, пивом и машинным маслом, отец был самым родным человеком на свете.
Она играла с кубиками на полу в гостиной, и он опустился на колени и крепко обнял ее под холодным взглядом матери с поджатыми губами. Родители друг с другом так и не поздоровались тогда. Отец расстался с матерью вскоре после ее рождения, так что Анна и не помнила когда он жил в их доме. Если вообще жил. А мать об отце она спрашивать боялась. В ее воспоминаниях он был всегда таким волшебным существом, приезжающим на своем мотоцикле из каких-то фантастических дальних стран с драгоценными подарками после опасных и захватывающих приключений.
Тогда он и подарил ей куклу. Сказал: “Моя маленькая принцесса, у меня есть кое что для тебя” и неловко вытащил бумажный пакет, прихваченный скотчем. Там и была та, первая кукла.
Отец наведывался к ним изредка, раз в два-три месяца. Он всегда привозил с собой подарок для нее, нежно обнимал, ерошил волосы, расспрашивал про дела. Мать всегда находилась рядом или в соседней комнате, колючая, холодная, подозрительно глядящая как он играет с дочерью.
Настоящим праздником были те часы, что они иногда проводили вдвоем в парке аттракционов. Папа вез ее туда на своем огромном, гудящем мотоцикле, она сидела перед ним, в надежном кольце крепких рук, и кричала от восторга, когда мир с ревом и грохотом проносился мимо них. Аттракционы после этого были не столь увлекательными и ни капельки не страшными. И главное - рядом был ее папа. Они бродили по парку куда она хотела, катались на всех каруселях, ели на пару сладкую вату, играли в автоматы, стреляли из пневматической винтовки по мишеням и хлопали друг друга по ладони, после особенно удачного выстрела. Это были самые лучшие часы ее жизни.
Анна всегда улыбалась вспоминая эти счастливые дни.
Потом, к воскресному вечеру они возвращались домой, и отец в молчании передавал ее матери. Он только крепко-крепко обнимал ее на прощание и целовал в макушку, а потом садился на харлея и давал газу.
Мать после этих визитов была всегда злая и раздраженная. Она цеплялась к дочери по любому поводу, чтобы наорать на нее и сорвать свою обиду и ревность. А ночью она часто плакала или напивалась.
Перед сном Анна собирала коллекцию своих кукол и игрушек, которая пополнялась с каждым визитом отца и тихонько, чтобы мама не услышала и не забранилась, рассказывала им как прошел ее день и что интересного они повидали с отцом в парке аттракционов или в зоопарке и какие вкусняшки они сегодня ели.
Эта привычка разговаривать с куклами сохранилась у нее и теперь. Куклам она доверяла свои тайны, делилась своими горестями и радостями. С матерью она никогда не была так откровенно, да та и не хотела ничего слушать, даже когда маленькая Анна и пыталась с ней поговорить. Мама всегда злилась на Анну за свою “спущенную”, как она выражалась жизнь. Когда мать выпивала лишнего, она иногда рассказывала, какая замечательная жизнь у нее была раньше, как они ездили с компанией на мотоциклах, веселились в клубах. Она зажигала как хотела и с кем хотела. И отец был самым лучшим мужчиной. Она продолжала любить его и ненавидела за то, что он ее бросил после рождения Анны. Отец не захотел оставлять своей свободной жизни в компании мотоцикла и товарищей. Женщины были временными в его жизни. Оседать, заводить постоянную работу и превращаться в расползшегося семьянина он не захотел. Изредка, когда у него бывали деньги, он присылал ей чек, и навещал дочку, когда было время.
А мать не решилась сделать аборт и все остальные годы винила девочку за то, что она родилась и не умерла сама в младенчестве. А когда Анна выросла и стала самостоятельной и перестала быть обузой для матери, сковывать ее свободу, та с ужасом обнаружила, что больше не является симпатичной девчонкой, с которой любой парень был готов отжигать до рассвета. Теперь она была полноватой женщиной, с нездоровым цветом лица, кучей болезней и испорченными химической завивкой волосами. На мотоцикле она теперь бы и не могла проехаться, как раньше. Она поняла, что превратилась в домохозяйку, в то, чего страшилась в молодости, которая, увы, прошла.
Поэтому, когда Анна уехала из нелюбимого дома на учебу, в жизни матери так ничего и не поменялось. А сама Анна твердо пообещала себе, что становиться такой, как ее мать она не собирается. Лучше уж у нее никогда не будет детей, чем ненавидеть их всю жизнь и обвинять в своей неудаче.
Продолжение следует...
Нравится повесть? Поблагодарите Сергея Лопарева переводом с пометкой "Для Сергея Лопарева".