Не так давно в кинотеатрах без особого шума прокатилась «Жажда смерти» с Брюсом Уиллисом. Задорный боевик умело развлекает, но звезд с неба не хватает и благополучно забывается сразу после просмотра. Совсем иной случай – оригинальная лента с Чарльзом Бронсоном, вышедшая в 1974 году. Трагичная история появления на улицах Нью-Йорка безжалостного борца с преступностью работала на всех уровнях: и как драма человека, потерявшего семью, и как тягучий социальный триллер, и как жестокий боевик. Как это водится, из отличной идеи решили сделать кассовую франшизу. Добром это не кончилось. Убеленный сединами Бронсон превратился в городского Рэмбо, и серия быстро скатилась в самопародию. Но идея фильма о простом человеке, берущим правосудие в свои руки, крепко засела в подкорках киноделов. Давайте посмотрим, где она была реализована лучше всего.
«Ворошиловский стрелок», 1999
Самая пронзительная версия истории о человеке, доведенным до предела творящейся несправедливостью. Станислав Говорухин снял фильм о пожилом ветеране Великой отечественной войны, чья любимая внучка становится жертвой молодых отморозков со связями. Не сумев добиться правосудия, старик вспоминает боевое прошлое и берет в руки снайперскую винтовку. Как и в случае «Жажды смерти» выход «Ворошиловского стрелка» на экраны сопровождала полемика по поводу допустимости самосуда. Фильм был столь популярен и убедителен, что некоторые люди мстили обидчикам, утверждая, что на это их вдохновило кино. С точки зрения морали наш народный мститель получился на голову выше героя Чарльза Бронсона. Он не стреляет в первых встречных преступников, в его глазах нет искорок маниакального безумия. Пенсионер в исполнении Михаила Ульянова спокойно и рассудительно возмещает урон по вечной формуле: «Око за око».
«Отважная» (The Brave One), 2007
В 2007 году на путь мести нью-йоркским преступникам встала Джоди Фостер. Сюжет «Отважной» сшит по лекалам «Жажды смерти»: нападение уличной шпаны, смерть близкого человека, посттравматический кризис и, наконец, пистолет в руке. Дальше будет наказание для всех преступивших закон. Отличия фильма Нила Джордана от классики в том, что теперь у нас есть не герой, а героиня – радиоведущая Эрика Бейн – и она сама становится жертвой нападения. Ее любимый погиб, а ее избили до полусмерти. Соответственно, возросла и нагрузка на актрису, которая должна донести до экрана эмоции запредельного горя. Ставка на психологическую глубину оправдывает отсутствие оригинальности – ничто не должно отвлекать от главной сути. На месте Фостер могли оказаться Нив Кэмбелл или Николь Кидман, но звезда «Таксиста» и «Молчания ягнят» справилась блестяще, попутно дополнив образ Эрики интересными деталями, например, привычкой записывать звуки окружающего города. Как водится, критики приняли фильм неоднозначно, а радио NPR из-за экранной жестокости не разрешило использовать в нем свой логотип. К чему претензий не было ни у кого, так это к работе Фостер.
«Великий уравнитель» (The Equalizer), 2014
Не вполне типичный представитель семейства народных мстителей. Обычно главные герои таких фильмов – люди мирных профессий, пусть в случае персонажей Чарльза Бронсона и Михаила Ульянова и прошедшие войну. В киноремейке классического телесериала 1980-х уравнитель Роберт Маккол, ставший с подачи российских локализаторов «великим» - настоящий суперагент, пусть и в отставке. Однако за исключением этого факта герой Дензела Вашингтона отвечает всем требованиям уличного борца с преступностью. Он не может безучастно смотреть на страдания беззащитного человека – юной проститутки, с которой дружит Маккол. Герой берет оружие, мстит обидчикам девушки… а дальше просто не может остановиться. Получается громко, графично – Вашингтон как всегда органичен в крутом боевике. Именно в боевике, потому что фильм Антуана Фукуа хоть и показывает букет психологических недугов Маккола, но углубляться в эту тему не хочет. Рядом стоит и главное отличие от прочих фильмов жанра – масштаб. Начав с мелких бандитов бывший црушник выкашивает ряды местных и специально приглашенных головорезов, рушит бизнес русской мафии и даже вылетает в командировку для окончательного устранения бандитского вопроса. Итог работы мстителя-спецагента: почти $200 млн сборов и сиквел скоро на ваших экранах.
«Законопослушный гражданин» (Law Abiding Citizen), 2009
В колонну героев-одиночек затесался еще один суперагент. К началу действия «Законопослушного гражданина» Клайд Шелтон уже ушел на покой, но отморозки есть даже в Филадельфии, где герой Джерарда Батлера счастливо живет со своей семьей. Во время ограбления его жена и дочь погибают, и на долю раненого Шелтона остаются лишь скорбь и гнев. А также подготовка эксперта по организации убийств любой сложности. Как и в случае с «Великим уравнителем» герой поспешит воспользоваться былыми навыками, как только увидит, что главный виновник преступления уходит от правосудия. Впрочем, работает «Законопослушный гражданин» по другой схеме, нежели коллеги по жанру. Шелтон начинает с мести бандитам, но это лишь первая фаза дьявольски изобретательного плана. Настоящая цель – это больно щелкнуть по носу всю коррумпированную и неэффективную систему правосудия. Сидя на нарах, герой Батлера будет шаг за шагом наказывать всех, кто имел отношение к его делу. Остановить Шелтона невозможно, а жажда справедливости тем временем перерастает в форменный терроризм со взрывами в зале суда и расстрелами на похоронах. Лик благородного мстителя быстро тускнеет, а зритель вместе с помощником окружного прокурора мечтает скорее остановить маньяка. Но рассчитывать на серьезную драму не стоит. Все-таки «Законопослушный гражданин» больше о том, как держать в страхе чиновников, не покидая тюремных стен.
«Леденец» (Hard Candy), 2005
Снятый всего за 18 дней минималистичный триллер Дэвида Слэйда с ходу берет тревожной атмосферой. Взрослый фотограф и 14-летняя девочка в кафе под плакатом с пропавшей девушкой. Вот они уже у него дома, в бокалах плещется алкоголь. Но нет, сюжет делает резкий разворот, и оказывается, что это игра в кошки-мышки наоборот. Жертва и охотник меняются местами, девочка с лицом Эллен Пэйдж превращается в хладнокровного дознавателя и палача в одном флаконе. Фотограф, его играет Патрик Уилсон, оказывается намертво связан. Юная особа требует от него признания в убийстве другой малолетней гостьи этого дома. В вине обвиняемого она уверена, а чтобы получить нужный ответ готова прибегнуть к пыткам. Напряжение растет, а сбитый с толку зритель пытается разобраться, кто здесь герой, а кто злодей. Фильм показывает мстительницу нового поколения, ее оружие – точный план, аккуратная подготовка и знание слабых сторон своих жертв. Бюджет всего в $1 млн позволил авторам снять бескомпромиссное кино, без оглядки на пожелания студийных боссов.
«Миссия: Неадекватна» (Army of One), 2016
Нет миссии, более подходящей для настоящего народного мстителя, чем поимка террориста №1! Именно поэтому в топе фильмов о «виджиланте» оказалась история о том, как Николас Кейдж в образе недотепы Гари Фолкнера отправляется искать Усаму бен Ладена. И не беда, что у диабетика Гари отваливаются почки, за душой ни гроша, а сам он плохо представляет, в какой стороне тот самый Пакистан, где нужно ловить главного бандита. Гари уверен, что справиться с задачей может только он – ведь такого прямое указание Господа, неоднократно являвшегося герою. Приключения янки на чужбине включают знакомство с местными наркотическими обычаями, одичавшими агентами ЦРУ и даже поединок на мечах с «Усамычем». Путь к восстановлению мировой справедливости еще не был таким безумным! Смотреть фильм вдвойне смешнее, если помнить, что снят он на основе похождений реального Гари Фолкнера.