В студии Город+ глава администрации Адмиралтейского района Петербурга Светлана Штукова рассказала, почему район называют самым молодежным. Также она объяснила отличия районного Молодежного общественного совета от других районных общественных организаций, рассказала о премии «Общественное признание» и реконструкции Никольских рядов.
Новый выпуск программы «Главный+» с участием Светланы Штуковой смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
- Светлана Викторовна, Адмиралтейский район – не только один из самых старых районов Санкт-Петербурга, но и самый молодежный. 27 вузов находится на территории, и администрация района очень нестандартно и системно работает с молодежью. Поделитесь, пожалуйста.
- Да, у нас очень активный отдел по молодежной политике. Наверное, именно поэтому очень активно и хорошо работает молодежный совет. И уже около года я ввела в практику личные встречи с молодежью не реже одного раза в месяц. Это небольшие группы молодых людей, представляющие совершенно разные учебные заведения, иногда трудовые коллективы, с которыми мы собираемся за круглым столом и разговариваем о жизни. Темы бывают совершенно разные, специально мы их не готовим. Иногда какую-то тему пытаюсь задать я в начале встречи, но чаще всего ребята сами инициируют обсуждение того или иного вопроса, который их волнует.
- Что чаще всего происходит на таких встречах?
- Совершенно по-разному. Так как коллектив у нас непостоянный, сменный, то есть часть приходит второй, третий раз, кто-то присоединяется к нам – мы всегда начинаем со знакомства: несколько слов о себе, может быть, каких-то интересных фактов из своей жизни. И как правило, это задает тон общению. На последней встрече мы обсуждали, например, проблемы экологии, проблемы отношения к домашним животным, немного коснулись общеполитических вопросов. Потому что мнение о том, что молодежь далека от этого, - не совсем правильное. Нас было человек 15, и практически каждый из тех, кто представлялся следующим, задавал какую-нибудь дополнительную тему.
- Премия «Общественное признание», которая существует в районе, - для кого?
- В первую очередь для тех временных или постоянных молодежных коллективов, которые уже наработали свой проект. Они его, может быть, начали реализовывать либо без финансовой поддержки, либо с каким-то минимумом финансовых средств, у них уже есть какие-то первые результаты, они хотят развития этого проекта. Они подают документы на конкурс, и многие из них становятся победителями. И в дальнейшем их ожидает либо финансовая, либо организационная поддержка, иногда методическая поддержка, иногда информационная – это зависит от проекта, который они реализуют.
- Есть ли на встречах, когда вы разговариваете с ребятами, что-то такое, что задевает вас лично? В хорошем и в плохом смысле?
- Есть. Во-первых, я уже достаточно далека… То есть ребятам, которые собираются, от 17 до 25 в основном. Есть у нас уже работающие, есть и постарше. И конечно, мое представление о жизни, может быть, немножко другое. Мне очень интересно с ними встречаться, потому что ты видишь, какая хорошая молодежь. Мы чаще всего говорим: «Какая проблемная молодежь!». Конечно, проблемная молодежь есть, и она всегда была. Я думаю, что представитель любого поколения помнит, что всегда были какие-то молодые люди, которые не вписывались в общее представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но на самом деле мне кажется, сейчас хорошей молодежи гораздо больше. Она очень социализирована, она очень нацелена на конкретные результаты. Порой их предложения удивляют. Представляете, чтобы молодой человек говорил о раздельном сборе мусора? Мне кажется, кто как не молодой человек первым должен бросить пластиковую бутылку куда-нибудь и не подумать о том, что это не очень хорошо и что кто-то должен за ним это убирать. А уж как этот продукт будет разлагаться – и тем более. Но тем не менее они выходят с такими инициативами. Очень меня радует то, что сейчас молодые люди активно включаются в движение по защите животных. Это и правильное содержание животных в домашних условиях, это и животные, которые оказались без попечения и которых нужно помещать в приюты. Это проблема большого города на самом деле, и молодежное движение в этом направлении достаточно активно развивается.
- Светлана Викторовна, как вы считаете, по той проблематике, которая интересует молодежь, можно судить об общем уровне качества жизни?
- Думаю, да. Молодые люди, с которыми я встречаюсь, - представители совершенно разных субъектов федерации, нашей большой страны. Так как мы с вами уже упомянули, что у нас большое количество вузов и средних специальных учебных заведений, то естественно, там есть те, кто родился и вырос в Петербурге, но достаточно много иногородних, которые живут либо на съемных квартирах, либо в общежитиях. И это совершенно другие молодые люди. Порой у них очень небольшие финансовые возможности, им приходится самим себя полностью обеспечивать, в том числе готовить пищу. Я, например, по весне побывала в общежитии Военмеха, зашла на кухню и поинтересовалась у молодого человека, который там варил что-то в кастрюле. Он говорит: хотелось бы мяса. Но, говорит, могу позволить себе только курицу. Вот это правда жизни.
- Адмиралтейский район – почти весь состоит из памятников. Казалось бы, ничего нового там произойти не может, но… Новая Голландия – яркий пример такого светлого пятна, которое меняет все вокруг. Как вы оцениваете это пространство?
- Знаете, мне очень нравится эта территория. Она всегда была загадочной. Пока я еще была в юном возрасте, мне всегда казалось, что это что-то такое таинственное за каналом, такое заросшее деревьями, мрачноватое и таинственное. Сейчас, когда пространство открывается, мне кажется, что там очень комфортная обстановка, несмотря на то что еще не все отреставрировано, работы идут полным ходом. Это действительно стало местом притяжения и для жителей нашего района, и для жителей города. А главное, что очень часто гости, приезжая из Москвы, говорят: «А можете нам быстренько показать Новую Голландию? Говорят, надо посмотреть». Там есть корпус, который уже используется как учебно-методический, там различные классы для детей, подростков, молодежи. Там можно пройти различные курсы очень интересные. Есть достаточно большое количество предприятий общественного питания. Рекомендую всем зайти и попробовать гамбургер – он там совершенно не такой, к каким мы привыкли в МакДональдсе. На пруду в этом сезоне появились розовые фламинго, совершенно необычные для Петербурга. И даже есть небольшой пляж. Я понимаю, что наша погода особо не предполагает пляжного отдыха, но тем не менее необычно и красочно, в этом тоже есть своя прелесть. Я знаю, что туда приходят не только близлежащие молодые родители погулять со своими детьми. Иногда они подъезжают на автомобилях, гуляют там с колясками. Единственное, там, конечно, с парковками довольно сложно, и решить эту проблему в ближайшее время вряд ли нам удастся. Мы хотели где-то организовать парковки, проанализировали всю ситуацию вокруг, но практически все здания – исторические, и что-то реконструировать и освободить там, конечно, не представляется возможным. Ну а зимой там работал каток. И кстати, одна из встреч с молодежью у нас была на катке. Сначала мы подарили им возможность час покататься на коньках, а потом в ближайшем офисном помещении уже вели свои разговоры.
- Зачистка Сенной площади – мы ее так называем, зачистка – поменяла ситуацию: преображается Садовая улица, становится лучше, выезжают какие-то странные магазины, появляются хорошие рестораны. Что дальше? Никольские ряды?
- Во-первых, по Сенной площади – часть фасадов города уже удалось отремонтировать. Надеюсь, что мы в ближайшее время завершим эту работу, все фасады станут красивыми. Комитет по благоустройству достаточно красивые цветы нам высадил в этом сезоне. Думаю, что эта работа будет продолжена. Продвигаемся дальше. В этом году, совсем недавно, несколько дней назад открылся один из отелей в Никольских рядах на улице Садовой. И мне кажется, что это будет новое место притяжения. Там два крупных отеля, очень интересное внутреннее пространство, полностью открытое. Это меня как главу не может не радовать. То есть не застроили, оставили пространство, возможность проведения, может быть, каких-то массовых мероприятий внутри красивых…
- Подчеркнем, что туда можно ходить.
- Да, туда можно войти, там красиво, сделано озеленение, мощение, довольно комфортная обстановка. За Никольскими рядами сегодня началось движение, можно сказать. Одно из зданий передано Пенсионному фонду, он активно ремонтирует это здание. Следующее здание – Сельдяные ряды, историческое здание, которое находится под охраной комитета по охране памятников, принято решение городом передать под библиотеку для слабовидящих. И они сейчас проводят историко-культурную экспертизу, будут разрабатывать проект приспособления для использования под библиотеку. И сейчас уже разрушающийся фасад закрыли защитной сеткой. Меня, конечно, это очень радует. Еще там находится здание школы, которая уже несколько лет пустует. Она требовала капитального ремонта. Районная администрация ведет сейчас переговоры, в ближайшее время, я надеюсь, подпишем договор с инвестором, для того чтобы отремонтировать это здание. В нем сохранится школа, возможно с детским садом. А на внутридворовой территории будут сделаны спортивные и детские игровые площадки. То есть никакого перепрофилирования этой территории у нас не планируется.
- Жилое строительство вдоль Обводного канала существенно увеличит количество жителей?
- Да, ряд зданий уже введен. Там несколько жилых комплексов, разные строительные компании вели. По линии Обводного канала – жилищный комплекс, который строился, уже полностью заселен. В нем есть даже встроенный детский сад. По Московскому проспекту тоже есть несколько жилых комплексов, которые сейчас заселяются. Но активное строительство еще впереди. Мы предполагаем, что на 30-35 тысяч население нашего района может в ближайшие лет пять увеличиться.
- Двадцать процентов… Школ и детских садов хватит?
- Там запланировано строительство новых школ. Пока нам достаточно школ, с ними в районе вообще проблем нет. В принципе, мы обеспечиваем всех и местами в детских садах. Традиционно, конечно, дети более младшего возраста, с полутора до трех лет, такого ясельного возраста, там есть некоторый период ожидания, когда мама хочет пораньше отдать ребенка в детское учреждение. С трех лет у нас никакой проблемы нет, мы сразу детей обеспечиваем местом в детском саду.
- Светлана Викторовна, очень большое внимание уделяется еще созданию таких новых центров притяжения, общественных пространств – не торговых, а культурно-массовых.
- Конечно, мы – район культуры. У нас достаточно много серьезных объектов культуры, в основном федерального, городского уровня. Как вы знаете, два года назад открылся обновленный Манеж на Конногвардейском бульваре, в котором сейчас очень интересная планировка – ее можно трансформировать. Там делают и концерты, и приемы, и выставки, и модные показы. Мне, например, очень нравится эта форма использования этого здания. Есть прилегающий земельный участок, где они тоже делают довольно интересные современные выставки. На территории района у них есть еще два объекта, один из которых требует серьезной реконструкции. Это здание на Обводном канале, которое первоначально планировалось отдать под музей XXI века, но они не смогли освоить его. Видя такую позицию Манежа, я думаю, что Манеж освоит, и появится еще одно пространство. Конечно, мы проводим свои мероприятия в садах и парках, в первую очередь на Пионерской площади. И вообще мне кажется, что из Центрального района постепенно часть событий начинает перемещаться в Адмиралтейский. По крайней мере не все культурные события города у нас теперь проводятся в Центральном или там в Петропавловской крепости. Военно-морской парад, конечно, это самая главная точка, которая проходит на территории Адмиралтейского района. Но мы надеемся, что когда все-таки будет решена судьба Красного Треугольника и начнется его реконструкция, там тоже появится некое современное креативное пространство, которое будет интересно в первую очередь нашей молодежи, ну и людям старшего поколения тоже. Этого мы ждем.
- Вы работали и в Центральном, и в Адмиралтейском сейчас районе. Не могу не задать провокационный вопрос: какой лучше?
- Знаете, когда я знакомилась со своим коллективом четыре года назад, я им сказала, что Центральный я люблю, а Адмиралтейский мне еще предстоит полюбить. Ну вот сейчас я уже могу сказать, что я люблю Адмиралтейский район, хотя к Центральному тоже не охладела. Я считаю, что они очень похожи во многом, хотя в Адмиралтейском еще очень-очень много чего нужно сделать.
- И последний вопрос: ваше любимое место в районе – какое?
- В районе Никольской церкви. Мне кажется, что это самый красивый уголок района.
Новый выпуск программы «Главный+» с участием Светланы Штуковой смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
Текст и фото: Город+.