Найти в Дзене

Сарез сольют Китаю. Сможет ли Таджикистан превратить воду в нефть?

Сарезское озеро. Фото с сайта Unisdr.org
Сарезское озеро. Фото с сайта Unisdr.org

Таджикистан решился сделать то, о чем уже много лет говорят, но что до сих пор по тем или иным причинам сделано не было. Душанбе начнет продавать свою воду заграницу – партнером выступит Пекин. Таджикистанский «Ориёнбанк» подписал с китайской компанией Heaven Springs Dynasty Harvest Group (ее головной офис расположен в Гонконге) соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает создание совместного предприятия на Сарезском озере. В китайской компании поясняют, что предприятие будет разливать сарезскую воду по бутылкам и «поставлять в страны Центральной Азии и другие государства».

Китайцы первые, кто заинтересовался использованием таджикистанской воды для продажи в другие страны. Руководство Таджикистана ранее уже неоднократно предлагало, в частности, Ирану и арабским государствам наладить поставки питьевой воды из Сарезского озера. Еще в 2007 году президент Эмомали Рахмон с иранским коллегой Махмудом Ахмадинеджадом подписали меморандум о сотрудничестве по использованию питьевой воды из Сарезского озера. В то время ситуация с нехваткой питьевой воды обострилась в очередной раз. Стороны обсуждали проект по прокладке водопроводной трубы из Таджикистана в Иран, по которому в эту страну поставлялась бы питьевая вода в обмен на нефть и газ. Однако этот проект так и не был реализован. Позже Рахмон предлагал воду из Сарезского озера властям Саудовской Аравии, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ).

Надо заметить, что нынешнее соглашение между «Ориёнбанком» и Heaven Springs Dynasty Harvest Group необходимо таджикистанской стороне еще и по экологическим причинам. Откачка воды из озера позволит снизить давление ее на Усойский завал — естественную плотину озера — и риск его прорыва. На сегодняшний день объем воды в озере составляет 16 кубокилометров. На Сарезе установлены датчики, которые круглосуточно отслеживают состояние Усойского завала и уровень воды в озере. Наблюдение за озером ведут также сотрудники КЧС Таджикистана. Они утверждают, что перелив воды через край Усойского завала невозможен из-за большего количества родников в теле плотины. Однако есть риск схода большого оползня на правом берегу озера — за состоянием его склонов особенно внимательно следят специалисты. Весной этого года МЧС Афганистана пожаловался на то, что в афганском Бадахшане произошли наводнения из-за «из-за увеличения фильтрации в плотине озера Сарез». Однако в Душанбе оперативно опровергли эти заявления. Тем не менее, озеро находится в сейсмически нестабильной зоне, и серьезное землетрясение может повредить Усойский завал.

Усойский завал, естественная плотина Сареза. Спутниковый снимок NASA
Усойский завал, естественная плотина Сареза. Спутниковый снимок NASA

Проблема нехватки воды

По последним данным ООН, от нехватки воды в мире уже страдают 2,1 миллиарда человек. «Достижение всеобщего доступа к безопасной и недорогой питьевой воде означает предоставление простейшего водоснабжения 844 миллионам человек и улучшение качества обслуживания до 2,1 миллиарда человек, которые сейчас испытывают с этим сложности», - в частности, говорится в докладе международной организации. Надо заметить, что проблема нехватки питьевой воды в глобальных масштабах не нова, но темпы увеличения количества людей, которые сталкиваются с этой трудностью, впечатляют. В 2014 года на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе были озвучены глобальные риски, с которыми придется столкнуться человечеству в ближайшем будущем. Среди рисков была названа нехватка воды. Прогнозировалось, что к 2025 году 5,5 миллиарда человек будут жить в областях, испытывающих среднюю или острую нехватку воды, - это две трети предполагаемого населения Земли.

До 70% потребляемой пресной воды сегодня приходится на сельское хозяйство. Интересно, что 99% из 4000 км3/год воды, используемой для ирригации, бытового и промышленного потребления, производства энергии, поступает из подземных и поверхностных возобновляемых источников. Однако количество поверхностных вод уменьшается, и мировое потребление все больше переходит с речных и озёрных вод на грунтовые, которые составляют уже 20% от общего объема потребления. Эта цифра быстро растет, в особенности в засушливых районах. За XX век отбор грунтовых вод увеличился в 5 раз (при том, что в течение прошлого века мир потерял 70% своих естественных водно-болотных угодий). Также используются и невозобновляемые (ископаемые) водоносные слои, это относится, главным образом, к Саудовской Аравии, Ливии и Алжиру. Очевидно, что в силу рельефа или каких-то других специфических условий не везде в мире возможно легко и быстро пробурить скважину, чтобы получать из нее воду. И тут неизбежно появляется идея: может, получать воду у какого-нибудь близкого или далекого соседа, у которого ее больше, чем нужно?

Ирригационные установки в Саудовской Аравии. Фото с сайта Kapsarc.org
Ирригационные установки в Саудовской Аравии. Фото с сайта Kapsarc.org

Мировой рынок воды

Наиболее крупными потребителями воды (по объемам) являются Индия, Китай, США, Пакистан, Япония, Таиланд, Индонезия, Бангладеш, Мексика и Россия. Среди них хуже всего с получением воды в Китае и Индии. Ключевые факторы – рост населения и промышленности. Несмотря на то, что Китай и Индия входят в число стран, наиболее обеспеченных речными стоками, огромные объемы этих стоков попросту отравлены промышленными сбросами. Например, китайские реки Хуанхэ и Янцзы и индийский Ганг входят в число наиболее загрязненных в мире.

Сброс отходов в реку Янцзы. Фото с сайта Chinagfw.org
Сброс отходов в реку Янцзы. Фото с сайта Chinagfw.org

Все это подтолкнуло Китай приступить к экспорту воды из-за границы. Первыми поставщиками H2O в Поднебесную стали Южная Корея и Таиланд. В начале 2018 года активизировались (подобные обсуждения были ранее) переговоры с российскими властями о поставках питьевой воды танкерами с Камчатки. По словам главы крупнейшей продовольственной корпорации Китая COFCO Луянь Сюнузю, рассматриваются также варианты ввоза воды с острова Сахалин и из Приморского края. Выйти на китайский и индийский «водные рынки» сейчас пытается Турция.

Турция, кстати, стала одним из крупнейших поставщиков бутилированный воды в мире. По данным на январь этого года турки продавали свою воду в 110 стран мира. Дело в том, что каждый год страна сбрасывает в Средиземное море более одного млрд. кубометров воды. Это, например, в 20 раз превышает годовую потребность сельского хозяйства Израиля. Еще в 1980-х годах Турция создала специальные доки, танкеры и системы сбора воды с намерением продавать излишки воды в более засушливые страны Ближнего Востока. В «нулевые» между Турцией и Израилем (он входит в число стран, где наиболее остро стоит вопрос обеспечения пресной водой), несмотря на все политические противоречия, начались переговоры по водной тематике. Израиль заинтересовался возможностью ввоза турецкой воды на морских танкерах. В 2004 году между странами было подписано соглашение. В соответствии с ним Израиль решил ежегодно закупать 50 миллионов кубометров воды в течение последующих 20 лет из турецкой реки Манбагет (Manbaget). Транспортировкой H2O должны были заниматься морские танкеры вместимостью 250 тысяч тонн. Однако проект не состоялся – де-факто из-за разногласий по поводу Палестины. В 2010-х появлялись сообщения о возможном строительстве водопровода из Турции в Израиль по дну Средиземного моря через Турецкую республику Северный Кипр (это особенно возмущало греков-киприотов).

Странно, однако, что до сих пор не появлялось никаких новостей о возможной продаже воды из Турции в Иран. Обе страны в последнее время пошли на сближение – благодаря войнам в Сирии и Ираке. У стран есть общая граница. И Иран сейчас входит в «топ засушливых стран».

В феврале военный советник духовного лидера Ирана генерал Яхья Рахим Сафави (Yahya Rahim Safavi) заявил, что пора бы начать переговоры с Турцией, Ираком, Афганистаном и другими соседями по поводу распределения воды. По мнению генерала, именно вода может привести к тому, что «Центральная Азия может стать самым спорным регионом в будущем, а Афганистан может стать источником будущего развития водных ресурсов». Что касается Афганистана – перспективы у него действительно такие есть, но пока две трети страны страдают от засухи. Из азиатских стран у Афганистана, пожалуй, ситуация с доступом к воде населения – наихудшая. Главным образом, из-за продолжающейся не первый десяток лет войны, в которую втянуто множество близких и далеких государств. И, получается, что афганцы, которые потенциально могли бы стать одним из крупнейших поставщиков воды (благодаря ледникам и рекам Гиндукуша), страдают от ее нехватки.

Айсберги – конкурент для рек и озер

Основным конкурентом «водяных танкеров», морских и подземных колоссальных водопроводов могут стать айсберги из Антарктиды. В начале июля в ОАЭ частная компания The National Advisor Bureau Limited объявила о запуске проекта по буксировке айсбергов к побережью страны. Стоимость проекта, он получил название The UAE Iceberg Project, оценивается в $50 млн. Не такие уж и серьезные деньги по меркам ОАЭ. «Это экономически, технически и коммерчески реализуемая идея. Его реализация к 2020 году будет означать конец дефицита воды в регионе, и ОАЭ станет одним из крупнейших экспортеров пресной воды в мире», – считает директор The National Advisor Bureau Limited Абдулла Мохаммед Сулейман аль-Шехи (Abdulla Mohammed Sulaiman Al Shehi). Его компания последние пять лет занималась исследованием буксировки айсбергов. По словам аль-Шехи, сегодня у него есть уникальная технология по буксировке громадных ледяных глыб при их минимальном таянии. Предполагаемый вес айсбергов, предназначенных для транспортировки, – более 100 миллионов тонн. Срок доставки – около девяти месяцев.

«Первый шаг – найти и выбрать айсберги с помощью спутниковой съемки. Морские течения на север станут основной силой, которая будет их двигать. Буксировочные суда будут помогать и направлять движение айсбергов», - описал в общих чертах аль-Шехи технологию. Как только айсберг будет на шельфе, компания начнет сбор пресной воды для потребителей. Блоки льда будут откалываться от поверхности и храниться в специальных емкостях.

Что касается международных законов и разрешений, необходимых для реализации проекта, то международное законодательство гласит, что айсберги являются общедоступными водными ресурсами, могут быть использованы кем угодно и перемещены в любую часть мира.

Учитывая финансовые возможности ОАЭ и других арабских монархий на берегу Персидского залива, которые могут присоединиться к проектам вроде The UAE Iceberg Project, - айсберги для них могут стать «второй нефтью». А вот тот же Таджикистан, несмотря на уже имеющиеся гигантские запасы пресной воды, из-за скудности своих финансовых возможностей может оказаться в стороне от превращения своих рек и озер во «вторую нефть». Будет довольствоваться ролью «водного придатка» Китая, и не более того.

Александр Рыбин

Международное информационное агентство «Фергана»