Найти тему
Что нас ждет в будущем

Жизнь после смерти. Лекция А.И. Осипова

Осипов Алексей Ильич – личность противоречивая. С одной стороны, заслуженный профессор Московской духовной академии, его лекции известны широкому кругу людей. С другой стороны, некоторые его мнения вызывают споры и дискуссии. Так, например, в июне 2012 года два монаха из Троице – Сергиевой Лавры публично сожгли 2.000 экземпляров его книги «Посмертная жизнь», т.к. считали, что она не соответствует православному учению. Но, эта книга была одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви. Поэтому уже в июле поступок монахов был осужден Духовным Собором Троице- Сергиевой лавры.

Что происходит с человеком по смерти? Эти вопросы всегда беспокоили человечество. В различных религиозных учениях можно узнать о жизни души и после смерти. Апостол Павел говорил о том, что невозможно человеку передать ту реальность, рассказать ней словами. Многие люди считают, что это такой же мир, подобие плотского мира. Попробуйте слепому изобразить цвета звуками, а глухому – звуки руками. Так же невозможно передать и тот мир, там все не так, там все другое. Даже обычным людям, далеким от духовности, в момент смерти открывается тот мир, хотя он остается в полном сознании в этом.

Что же из себя представляет человек, и что ожидает его в этом состоянии? Сам переход сопряжен с определенными искушениями. На человека могут нападать состояние уныния, неверия, отчаяния. С ними надо бороться, надо быть готовым к этому.

Церковное предание говорит о том, что после разлучения с телом душа 3 дня пребывает на Земле. Но, это не точно, кто-то считает, что душа не уходит до 40 дней. Стоит помнить, что там есть понятие «вечность», поэтому все это относительно.

После смерти нет покаяния. Не потому, что поздно. И не потому, что Бог перестал любить людей. Просто после смерти пропадает состояние воли. На Земле человек может действовать, как хочет, а после смерти воли уже нет. Душа соединяется или с Богом, или с силами зла.

Условием соединения с Богом является осознание своих грехов, раскаяние в них, это и есть главная добродетель. Если этого нет, то все остальные добродетели – ничто. Это одна их одних самых главных мыслей. Мы спасаемся не добродетелями, а спасаемся тогда, когда видим свое несовершенство, иначе все добродетели – яд для души.

Сокрушение, покаяние, смирение соединяет человека с Богом. Но нельзя просто грешить, а потом каяться. Прежде всего, нужно стремиться жить по заповедям. Только принуждение к праведной жизни открывает всю неправедность человека, а значит, дает ему шанс на спасение. Аскеты достигали бесстрастия, но без познания своей греховности все эти состояния оказывались дьявольскими. Смирение уничтожает все страсти, гордыня тоже пожирает все страсти и занимает все сердце человека. По своему внешнему проявлению гордость очень часто подобна смирению.
Многие святые и обычные христиане, которые видели себя грешными, сокрушались об этом, могут обойтись без мытарств.

Для остальных все намного сложнее. Первые 6 дней душа проходит испытание, испытание на добро, созерцает Небесную красоту. Выясняется, может ли она соединиться с этим. Проверяется, в зависимости от какого духа она находится.

После 6 дней она созерцает ад. Начинаются мытарства. Происходит соединение подобного с подобным. Происходит соблазн. Представляются все страсти души человеческой, и она улавляется, соединяется. Душа сама бросается в ад. Подобное соединяется с подобным.

По смерти страсти открываются с огромной силой. Тело – это буфер. Когда его нет, душа мучается от своих страстей. Душе могут помочь молитвы за умерших. Молиться надо за тех, кто страдает. Молитва действенна тогда, когда она сопряжена с подвигом. Человек должен отказаться от чего – то важного для себя. Тогда молитва становится действенным средством.